Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.[1]
Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства.
Многообразие функциональных связей и способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления. Все эти виды сводятся в основном к пяти типам организационных структур: линейным, функциональным, линейно-функциональным, штабным (матричным) и дивизиональным.[2]
В линейной структуре управления (рис. 1) каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей.
Рис. 1. Линейная структура организации
Р – руководитель;
1, 2, 3 – производственные подразделения.
Функциональная структура (рис. 2) реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. Позитивом данной структуры является высокая степень эффективности работы (т.к. каждый знает свое дело), а негативом – стабильность, незыблемость и малая подвижность.
Рис. 2. Функциональная структура организации
А, Б, В - функциональные подразделения.
Линейно-функциональная структура (рис. 3) - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Преимущества данной структуры – централизация стратегических решений и децентрализацией оперативных, недостатки - недостаточно четкая ответственность (т.е. тот, кто принимает решение не участвует в его реализации), высокие требования к высшему руководству.
Рис. 3. Линейно-функциональная структура организации
Матричная структура (рис. 4) - характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы (проекта) или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную. Достоинством такой структуры является более эффективное управление, относительная автономность проектных групп, повышение личной ответственности за выполнение работы, а недостатком - борьба за власть, т.к. четко не определены властные полномочия; высокие накладные расходы (требуется больше денег для содержания большого числа руководителей).
Рис. 4. Матричная структура организации
I, II, III – руководители проектов (менеджеры по проектам).
Дивизиональная структура (рис.5) - при такой структуре создаются дивизионы (филиалы), которые выделяются или по области деятельности, или географически.
Данная структура используется на крупных предприятиях с широкой номенклатурой товаров. В организациях такого типа создаются инновационные структуры, где специальные отделы ведут разработку, освоение и подготовку к массовому производству новых видов продукции.
Преимуществом данного типа структуры является быстрая реакция на изменения рынка, освобождение высших руководителей от рутинных решений, а недостатком - потеря преимущества кооперации в связи с децентрализацией управления, сложность контроля за действиями отдельных структур.
Рис. 5. Дивизиональная структура управления организацией
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования.
Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления.
Полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами.
Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.
Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.
В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:[3]
- обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;
- быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;
- иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;
- быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.
Под повышением квалификации понимается формальное и неформальное обучение, необходимое для того, чтобы штат учреждения или коллектив, задействованный в некоторой программе, был способен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей.
Такая подготовка является центральным компонентом развития организации и может включать формальное обучение, получение второго образования, перенимание опыта коллег и другие виды деятельности, ведущие к изменениям в навыках и умениях, которые затем будут использованы на практике.[4]
Повышение квалификации трудового коллектива предполагает его обучение выполнению новых задач и полноценному применению современных технологий, а также выработку профессиональной надежности и развитие имеющихся умений.
В ходе повышения квалификации необходимо научиться не просто выполнять работу принятым в настоящее время образом (профессиональный тренинг, направленный на выполнение конкретных задач), а постоянно изменять и совершенствовать методы работы, улучшая ее качество.