До сих пор тема дауншифтинга, равно как и новость о том, что кто-то из близких или дальних знакомых стал дауншифтером, обычно вызывает в людях неоднозначную реакцию: кто-то горячо поддерживает, кто-то считает, что человек «сгорел», а кто-то, задумчиво пожимая плечами, бормочет что-то типа «от добра добра не ищут». Термин «дауншифтинг» пришел в Россию из английского языка и американского образа жизни. По данным «Википедии», «дауншифтинг (от англ. downshifting — переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какогото процесса) — сленговый термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Родственно понятию Simple living (простая жизнь). Причисляющие себя к дауншифтерам склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т.д., жизнь ради себя и/или семьи».
Сейчас феноменом дауншифтинга заинтересовались психологи и социологи, а владельцы бизнеса и HR-директора ждут от них изобретения лекарства от этой «болезни топ-менеджеров». В целом все предельно понятно: топ-менеджер делает выбор между большими доходами с высоким уровнем стресса и небольшим доходом с душевным комфортом в пользу последнего. В результате он выигрывает во времени, которое, как известно, тоже деньги. Это время он посвящает себе или своей семье. Что касается ответа на вопрос о том, когда и как происходит этот выбор, то рассказать об этом может только сам дауншифтер. Безусловно, психологи стараются диагностировать «выгорание» заранее, однако у каждого человека оно наступает в разное время. С моей точки зрения, дауншифтинг не простое «выгорание», а момент переоценки ценностей, смена мотивации, изменение восприятия — некий «квантовый скачок». В связи с этим спрогнозировать и предусмотреть его достаточно сложно.
Проснувшись в обычный будний день, добравшись с полузакрытыми глазами до желанной чашки кофе, открываю свой ежедневник.
08.00–09.00 — английский
09.00–09.40 — разобрать почту
09.40–10.00 — подготовиться к совещанию
10.00–11.00 — совещание
11.00–12.30 — встреча с А.С.
12.30–13.00 — подписать документы
13.00–13.05 — поздравить сестру с днем рождения и т.д.
Я привела здесь только фрагмент рабочего дня. Практика показывает, что планировать вторую половину дня зачастую бывает бессмысленно. Оперативки, совещания и встречи очень редко заканчиваются в назначенное время. Даже если попытаться обмануть саму суть непредсказуемости и запланировать на каждый пункт запас в 20–30 минут, то результат все равно всегда будет одинаковым. Кроме этого, обед почти всегда отменяется, в списке дневных дел его приоритет самый низкий, а впереди — уже ставшая обычной гонка.
Секретари созваниваются друг с другом, выясняя, кто и насколько задержится. Они сдвигают график сначала на полчаса, затем на час позже. Так продолжается в течение всего дня. Я давно заметила, что при проверке своего электронного почтового ящика уже не удивляюсь письмам, написанным позднее 22.00. Текущее собрание можно без ущерба всех участников перенести или отложить, но есть и такие встречи, на которые ты не имеешь права опоздать. В таких случаях я еще с вечера начинала себя готовить к безумной гонке. Как хорошо, что все это осталось в прошлом.
Мир бизнеса — удивительный, он дарит бесчисленные возможности. Например, можно ходить по любым магазинам и выбирать вещи, не смотря на ценники. Можно позволить себе купить все за любые деньги. Потом от этой привычки тяжело отвыкнуть.
Жизнь в мире бизнеса дает возможность посещать самые экзотические места земного шара, знакомиться с невероятными людьми. Когда же ты достигаешь чего-то ранее казавшегося невозможным, то возникает ощущение эйфории, которое питает чувство собственной великой значимости, необычности, одаренности.
Между тем раз уж тебя так богато одарили, то и спрашивают с тебя по всей строгости. Партнеры по бизнесу, коллеги и подчиненные требуют от тебя исполнения служебного долга потому, что им ты должен по определению. Однако спрашивать с тебя начинают еще и родные и близкие люди, лучшие друзья и знакомые.
Чувство долга перед родными и близкими «цепляет» достаточно сильно: они же должны гордиться тобой, рассказывать соседям о твоих достижениях, успехах, о подарках, приобретениях, командировках и нужных знакомствах. Для них ты источник гордости, к которому не прочь припасть друзья и знакомые. Ты постоянно ловишь себя на мысли, что от тебя многого ждут, и ты должен оправдать эти ожидания. Иногда ловишь на себе странные взгляды: смесь удивления, зависти, непонимания, напряжения. Оказывается, при тебе окружающие стараются не ударить в грязь лицом. От этого возникает ощущение, что ты можешь все: работать 24 часа в сутки семь дней в неделю, три года не ходить в отпуск, блестяще вести сложные переговоры с температурой 39 оС и многое другое.
Окружающие видят твое «всемогущество» и начинают требовать все больше и больше. Ты по инерции исполняешь все их прихоти и начинаешь задумываться о том, чего ты на самом деле хочешь. Ответ приходит мгновенно: «Спать!» После осознания этого ты впадаешь в спячку даже наяву.
Отказаться от всех благ, которые дает тебе бизнес, не так просто: вся жизнь уже занесена в ежедневники, как собственные, так и твоих секретарей, партнеров, коллег. К тому же тебе греет душу материальная стабильность. В этой гонке у тебя абсолютно нет времени, чтобы найти настоящие ответы на свои вопросы: «Зачем все это тебе? Чего ты на самом деле хочешь?» Ты точно знаешь, что именно должен. Ты точно знаешь, что можешь. А вот детский вопрос, чего же ты хочешь, вызывает весьма неприятные мысли и ощущения, даже раздражение. В силу крайнего дефицита времени ты выкидываешь лишние мысли из головы, но не из сердца. Каждый раз, когда всплывает поставленный, но нерешенный вопрос (с течением времени он возникает все чаще), сердцу становится тяжелее. Блистающий мир немного теряет свои краски, но из-за скорости жизни это почти незаметно. На помощь обычно приходит какой-нибудь кризис.
Под кризисом необязательно подразумевается экономический дефолт, это может быть локальный кризис руководства компании, конфликт с непосредственным начальником, приход нового, неприятного тебе руководителя, реорганизация компании в связи с покупкой ее иностранным стратегическим инвестором. Встряхнуть может все что угодно. Первый толчок запустит цепную реакцию: система, организация в целом, ее департамент, отдел или отдельный сотрудник начинает самоочищаться, сбрасывать балласт.
На самом деле в это время происходит очищение системы ценностей и новая расстановка приоритетов. Раньше вполне престижно было иметь отдел, который занимался чем-то ненужным и совсем не окупался, например отдел инновационных разработок в маркетинговых исследованиях. С точки зрения бизнеса глупость, но он был в структуре корпорации хотя бы для того, чтобы на какой-нибудь встрече можно было сказать, что он у меня есть. Раньше ты часто позволял себе широкие жесты и приглашал зимой компанию своих друзей провести выходные на море. Это было здорово и ценно для всех. И тут случился кризис. Ты резко сократил издержки и задумался о том, куда утекает твоя энергия (для начала в денежном эквиваленте). Вдобавок опять выплыл вопрос о том, чего же ты хочешь.