Во втором периоде рабочие чувствовали к себе внимание со стороны вышестоящего руководителя: с его участием проводились рабочие совещания, посвященные изменениям в работе, был проведен конкурс профессионального мастерства, организовано совместное празднование Дня строителя, были инициированы благодарности со стороны заказчиков. Сами сотрудники в ходе интервью сформулировали суть этих мероприятий так: «Изменилось отношение к людям». В третьем периоде руководство не смогло удержать заданный уровень отношений.
Как справедливо отмечает Дильман, «целесообразно расширительное толкование термина удовлетворенности работой, включение в него удовлетворенности параметрами организационного контекста и направлениями политики развития организации», поскольку «формы удовлетворенности работой являются динамическим состоянием, связанным с уровнем ожиданий работника, касающихся возможности достигать личные и организационные цели» [4].
6. В ходе нашего исследования нашли подтверждение ранее сделанные выводы в отношении практик управления персоналом:
для всех предприятий, где изменяется практика управления персоналом, характерна конкурентная внешняя среда;
переориентация предприятия с производственно-ориентированного на маркетингово-ориентированное — одно из главных изменений, которое запускает инновации в кадровом менеджменте;
решающая роль в формировании новой кадровой политики принадлежит топ-менеджерам предприятий;
определяя приоритеты кадровой политики, менеджмент старается продемонстрировать свое уважительное отношение к людям [12].
Представленные результаты едва ли возможно распространить на другие предприятия, однако описание практики данной компании и интерпретация полученных исследовательских результатов могут представлять интерес при сравнительном анализе.
Автор надеется, что накопление подобных частных результатов позволит сформулировать обоснованные выводы относительно общих тенденций на предприятиях, сталкивающихся с аналогичными управленческими проблемами.