рефераты по менеджменту

Юмор как элемент компетентности менеджера проектов

Страница
3

Элемент «Конфликты и кризисы» связан со способностью разрешать конфликты и кризисы, которые возникают между людьми и сторонами, участвующими в проекте [2]. Когда возникает конфликт, важно, чтобы менеджер проекта всегда оставался в центре событий. Конфликт или кризис может повлиять на результаты проекта, и поэтому важно, чтобы менеджер проекта нес ответственность за возникающие споры. Он должен быть постоянно уверен в том, что цели проекта не подвергаются рискам. Менеджер проекта должен сохранять позитивный настрой в ходе решения этих проблем. Использование юмора в этом случае, так же как и во время переговоров, может облегчить поиск решения, устраивающего все стороны. Чтобы проявлять чувство юмора в конфликтах, кризисах и на переговорах, менеджер проекта должен уметь своевременно находить ответы, принимать во внимание чужой опыт, признавать, что, будучи в группе, люди острее чувствуют опасность, чаще надеются, испытывают неудовлетворенность и видят возможности [11]. Обращение к юмору также способствует формированию навыков, которые могут понадобиться менеджеру проекта в трудных ситуациях. «Этика» является важным элементом поведенческой компетентности. Этичность — это морально приемлемое поведение человека [2]. Используя юмор в качестве рабочего инструмента, менеджер проекта должен помнить, что между людьми существуют расхождения (половые, расовые, культурные различия, разные сексуальные предпочтения). Следует учитывать их, иначе шутки могут привести к обратному результату: члены команды проекта перестанут верить в менеджера. Более того, обиженные участники проекта могут сообщить о проблемах в вышестоящую инстанцию, и это поставит менеджера проекта в сложное положение.

Исследование восприятия юмора как инструмента управления проектами

Чтобы выяснить, воспринимается ли юмор как важный инструмент из арсенала менеджера проектов, было проведено исследование. В нем участвовали менеджеры проектов, программисты и тестировщики, корпоративные управляющие и другие люди, хорошо знакомые с теорией и практикой управления проектами (28% участников были менеджерами проектов, 11% — корпоративными управляющими, остальные являлись программистами, консультантами по обеспечению качества и опытными членами проектных команд). 70 из 84 участников посещали магистерские курсы по управлению проектами в Университете Исландии.

Респондентам была задана серия вопросов, связанных с темой этой статьи — поведенческой компетентностью по ICB; количество вопросов было сведено к минимуму, чтобы получить максимально полные ответы. Большинство из них относится к тем элементам компетентности, связанным с юмором, речь о которых шла выше. Целью исследования было выяснить, разделяют ли участники мнение, что юмор может использоваться в различных разделах поведенческой компетентности по ICB и считаться элементом «Глаза компетентности» IPMA. Всего в ходе исследования участникам нужно было ответить на 15 вопросов. Для 13 из них предлагались варианты ответов, два были открытыми. В ответе на последний вопрос участникам разрешалось выразить свою точку зрения на исследование в целом. Ответы респондентов были разделены в соответствии с профессиональным статусом последних на три категории: ответы менеджеров проектов, корпоративных управляющих и студентов, обучающихся по магистерской программе по управлению проектами в Университете Исландии. Опытные участники проектов также были отнесены к последней категории. Сначала нужно было указать свой пол, описать свою работу и дать определение юмора. Результаты ответа на вопрос о важных качествах менеджера проекта (четвертый) показали, что менеджеры проектов, участвовавшие в опросе, не ставят юмор на первые места, более того, фактически причиляют его к наименее важным качествам. На рис. 2 видно, что самым важным, согласно результатам опроса, участники считают способность к снятию напряженности. Респондентов попросили распределить различные качества по шкале от одного до десяти. Спокойствие, способность к снятию напряженности оказались одними из самых ценимых качеств, за ними следовал творческий подход, на третьем месте оказалась способность видеть общую картину происходящего.

Как показано на рис. 3, 78% респондентов считают, что юмор важен в управлении проектами. Если говорить о рабочей атмосфере, большинство участников исследования (98%) считают, что юмор может улучшить рабочую атмосферу в проектах (рис. 4).

Разница между ответами менеджеров проектов и других участников относительно рабочей атмосферы не выявлена. В шестом вопросе спрашивалось, может ли юмор увеличить шансы на успех проекта, и большее число респондентов (67%) согласились с этим. Обсуждая напряжение и улучшение настроения проектной команды, подавляющее большинство, или 92%, согласились, что и здесь юмор может помочь. Способность к творчеству важна во всех проектах. Члены команды хотят проявлять творчество в достижении своих целей, и юмор может способствовать этому. На рис. 5 показано, что 54% респондентов согласны с этим утверждением.

Умение вести переговоры — важная составляющая компетентности менеджера проектов, и чувство юмора может способствовать успешности этой деятельности. На рис. 6 показано, что большинство участников занимают нейтральную позицию по отношению к этому утверждению.

Что касается результатов относительно управления конфликтами (рис. 7), 52% респондентов согласились с утверждением о том, что юмор помогает их разрешению. В ответах на вопрос о том, важен ли юмор для мотивирования команды проекта, не наблюдалось различий между мнениями менеджеров проекта и других участников. Из рис. 8 видно: большинство участников опроса (83%) согласны с утверждением о том, что юмор может использоваться для мотивирования команд проектов.

Одним из самых трудных решений касательно структуры исследования было то, просить ли участников дать определение юмора, и если да, то как. Сначала это казалось неосуществимым, однако впоследствии было решено предложить свое определение юмора в исследовании: юмор — это способность здраво и позитивно смотреть на жизнь. Респондентам было предложено дать собственное определение юмора или выбрать сформулированное авторами исследования. Как видно из рис. 9, большинство участников выбрали авторское определение.

Что касается разницы между ответами мужчин и женщин, участвовавших в исследовании, результаты показали, что представители обоих полов придерживаются одинаковых взглядов на юмор в управлении проектами. Они одинаково оценили десять качеств из четвертого вопроса, по другим вопросам ответы представителей того и другого пола также были похожи. Это может означать, что и мужчины, и женщины считают: менеджеры проектов должны задействовать юмор в ежедневной работе. Можно было бы сделать выводы о различии чувства юмора у мужчин и женщин, однако это не входило в задачу данного исследования.

Обсуждение результатов исследования

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту