Рис. 1. Три основные стратегии (М. Портер).
1. Лидерство по издержкам - продукты схожи, предприятие пытается снизить цену.
2. Стратегия дифференциации - какому-то из качеств продукта (упаковка, габариты, послепродажное обслуживание, экологичность и пр.) придается отличие (разумеется, в лучшую сторону) от продуктов конкурентов. В рамках этой конкурентной стратегии продукт ориентирован на всех потребителей.
3. Стратегия концентрации - ориентация на изолированные сегменты рынка (на удовлетворение специфической потребности). Считается, что специализироваться надо на качестве (фокус-диференциация).
Смотри прототип раздаточных материалов № 15.
Модель И. Ансофа
При разработке стратегий может использоваться матрица, предложенная И. Ансофом (матрица “продукт-рынок”) [8].
Продукт | |||
Существующий (present) |
Новый | ||
Рынок |
Сущест-вующий |
· Ничего не менять · Выход · Консолидация · Вторжение на рынок |
Развитие продукта |
Новый |
Развитие рынка |
Диверсификация · Связанная · Несвязанная |
Рис. 2. Альтернативные направления развития
Матрица “продукт - рынок”
Старый рынок |
Сохранение существующего положения, уход |
Развитие продукта |
Новый рынок |
Развитие рынка |
Диверсификация |
Старый продукт |
Новый продукт |
Диверсификация – самая сложная стратегия. Диверсификация может быть
¨ связной
· горизонтальная - освоение, присоединение связных видов деятельности. Может выражаться в форме договоров о партнерстве, слиянии, присоединении компаний. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые использовали бы уже имеющиеся возможности фирмы.
· Вертикальная интеграция вперед - к потребителю, в этом случае фирма начинает заниматься упаковкой своего товара, доставкой его потребителю собственным транспортом и т.п.
интеграция назад - к поставщику - рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками.
¨ несвязной - освоение абсолютно нового для предприятия вида деятельности, никак не связанного с существующими, что приводит к созданию конгломерата. С точки зрения ряда специалистов по современной теории управления в сегодняшних экономических условиях создание конгломератов - это неправильно, так как при этом не может быть обеспечена возможность маневра ресурсами.
Смотри прототип раздаточных материалов № 16.
При стратегическом анализе могут применяться и другие методы или модели, например, для анализа портфельных стратегий может применяться матрица БКГ[6] “доля рынка/темп роста рынка” или матрица МакКинзи-Дженерал Электрик , подробно описанные в литературе- см., например, [8].
Смотри прототип раздаточных материалов № 19.
Следует подчеркнуть, что никакие методы стратегического планирования сами по себе не определяют выбор стратегии. Они являются только ориентирами и источниками информации для тех, кто принимает решения. Таким образом, процесс стратегического планирования предприятия не может быть полностью формализован.
Стратегический анализ и выбор стратегии имеют небольшое значение для организации, до тех пор, пока новая стратегия не применяется. “Разработка стратегического видения и миссии компании, установление целей и выбор стратегии - главные задачи по выбору направления развития компании. Они планируют, в каком направлении движется организация, ее кратко- и долгосрочные цели, а также те шаги и действия, которые будут предприниматься в достижении намеченных результатов. Все это вместе составляет стратегический план.” [3]
Таким образом, в “Стратегическом плане” определяются конкретные мероприятия по применению стратегии компании.
Главная цель разработки стратегического плана – определить потребности организации в ресурсах, необходимых для реализации стратегических мероприятий, а также согласовать распределение имеющихся ресурсов между различными направлениями деятельности и/или между подразделениями предприятия.
В результате стратегического планирования должен быть получен документ или набор документов, в которых определены миссия, цели, стратегии организации, а также конкретные мероприятия по их реализации.
Желательно, чтобы результаты работ были оформлены в виде отдельных документов. Мы считаем, что это более целесообразно, чем составление единого документа по следующим причинам:
· это дает возможность вносить изменения в каждый документ отдельно;
· повышается “обозримость” и “читабельность” документов;
· к различной стратегической информации предъявляются различные требования конфиденциальности[7] и если они будут оформлены в виде отдельных документов, управление ими будет проще.
В состав стратегического плана могут входить следующие документы (примерный перечень):
· Отчет о стратегической диагностике.
· Миссия предприятия.
· Основные стратегические цели.
· Стратегия развития компании.
· План стратегических мероприятий.
Ниже приводятся примерные сведения, которые должны в войти в каждый из этих документов.
Отчет о стратегической диагностике
Этот документ необходим для того, чтобы зафиксировать предпосылки, на основании которых разрабатывается стратегия предприятия.
Этот документ может состоять из следующих разделов:
1. Общие сведения о предприятии (описание текущей миссии, стратегии и структуры предприятия).
2. Характеристика внешней среды (основные возможности и угрозы). Здесь приводятся результаты анализа внешней среды. Например, перечень основных тенденций в ближайшем окружении предприятия.
3. Характеристика предприятия (основные сильные и слабые стороны, определение уникальных конкурентных преимуществ Компании). Здесь приводятся результаты анализа внутренней среды. Например, краткое описание фактической деятельности по основным функциональным направлениям (маркетинг, производство, финансы, управление и т.д.).