ВВЕДЕНИЕ
Цель создания учебных материалов
Данные учебные материалы призваны дать более подробную информацию о стратегическом управлении, чем та, которая содержится в фильме.
Цель данных материалов – показать один из возможных путей разработки стратегического плана предприятия. При этом не ставится задача привести все известные подходы и/или методы, которые могут применяться при этом процессе. Речь идет о том, чтобы дать БАЗОВОЕ представление об обсуждаемых вопросах, поэтому не все разделы проработаны одинаково подробно:
· Вопросы, которые более просты для понимания, обсуждены наиболее подробно (миссия, цели).
· Вопросы, решению которых нельзя научиться, только лишь читая литературу, обсуждены обзорно (анализ внешней среды, виды стратегий).
· Ряд вопросов освещен очень коротко (стратегический план, реализация стратегии и корректирующие воздействия), так как они являются очень специфичными для каждого предприятия.
· Часть вопросов вообще не обсуждается в данных материалах либо потому, что авторы не считают нужным приводить широко известные сведения (инструменты портфельного анализа - матрицы БКГ, МакКинзи [2]), либо потому, что эти вопросы очень сложны (выбор конкретных стратегий) и не могут быть раскрыты в рамках данных материалов.
Таким образом, данные материалы не являются “руководством к действию” по разработке стратегии. Они также не являются учебником по стратегическому управлению. Данные учебные материалы представляют собой обзор методов, применяемых при разработке стратегии предприятия. Эти методы могут быть использованы для разработки реальных стратегических планов, но степень применимости каждого метода в конкретном случае нуждается в уточнении.
Процесс стратегического управления на практике далеко не всегда совпадает с рассмотренным в данной работе. Неверно будет представлять этот процесс как набор отдельных элементов. Такое разделение очень условно и проведено с целью описания самого процесса. В реальности все эти элементы тесно взаимосвязаны.
Единственного “правильного” подхода к стратегическому управлению не существует. В большинстве случаев стратегическое управление реализуется с большим количеством трудноформализуемых явлений, и осуществляется в условиях высокой неопределенности. Однако рассмотренные в данной работе подходы и инструменты могут оказать помощь в упорядочении стратегической информации и стать одним из “путеводителей” по такому неопределенному и трудному пути как повышение эффективности бизнеса путем внедрения системы стратегического управления.
Материалы созданы ЗАО “Рекламное Агентство “Прайм” в сотрудничестве с ЗАО “Центр Управленческого Консультирования “Решение” и ООО “Центр Социального и Психологического Консультирования” при финансовой поддержке Санкт-Петербургского Регионального Фонда подготовки финансовых и управленческих кадров.
Учебные материалы по каждой теме состоят из следующих компонентов:
1. Учебный игровой видеофильм.
2. Учебные материалы, включающие:
· обзор теории по теме со списком литературы;
· прототипы раздаточных материалов;
· практические примеры;
· примерный список вопросов для составления тестов.
Методические указания по проведению занятий с помощью данных учебных материалов содержатся в документе “Руководство преподавателя”, общего для всех материалов серии “Эффективное управление российскими компаниями”.
Для эффективной работы в современных условиях после изучения темы “Разработка стратегии развития” обучаемый должен:
Знать:
· этапы процесса стратегического управления;
· понятия: миссия, цели, стратегия, виды стратегий, стратегический план;
· основные сведения, которые входят в стратегический план;
Уметь:
· обосновать необходимость процесса стратегического планирования;
· определять и формулировать миссию организации;
· выявлять факторы внешней и внутренней среды, которые необходимо учитывать в процессе стратегического управления;
· осуществлять выработку вариантов и выбирать стратегии предприятия;
Иметь представление:
· о механизме реализации стратегии;
· об элементах системы стратегического управления.
Оформление
Для удобства использования в качестве учебных материалов в тексте использовано следующее оформление.
Определения взяты в рамку, причем термин, к которому дается определение, выделен жирным шрифтом и подчеркнут.
Жирным шрифтом в тексте также выделены термины и понятия, на которые следует обратить повышенное внимание при изучении материала.
Курсивом или подчеркиванием в тексте отмечены слова, на которых делается акцент в изложении материала, и встречающиеся в тексте термины, к которым даны определения.
В данных материалах применяются следующие термины:
Организация – группа людей, совместно работающих для достижения общих целей [6].
Организация – систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей [1]
Предприятие (фирма) – коммерческая организация, т.е. организация, одной из основных целей которой является извлечение прибыли. [17]
В данных учебных материалах различие между этими терминами несущественно и в дальнейшем они будут употребляться как синонимы.
Стратегическое управление - управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать поставленных целей в долгосрочной перспективе. [1]
Смотри прототипы раздаточных материалов, №1
Термин “стратегическое управление” был введен в 60-70 гг., чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне руководителей подразделений и управлением, осуществляемым на уровне высшего руководства. Основное внимание вышестоящего руководства в процессе стратегического управления должно быть сконцентрировано на внешнем окружении для быстрой и адекватной реакции на изменения в нем [2].
Успеха добиваются те компании, которые более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяют потребности клиентов (заказчиков, потребителей). Проблема состоит в том, что требования потребителей подвержены изменениям, а конкуренты стремятся “обойти” компанию, недостаточно быстро отреагировавшую на изменения внешней среды.
Процесс стратегического управления состоит из нескольких последовательно выполняемых этапов (рис.1).
Рисунок 1
Основные этапы процесса стратегического управления