По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в современных организациях являются:
1) ограниченность ресурсов, которые нужно делить;
2) взаимозависимость заданий;
3) различия в целях;
4) различия в представленных ценностях;
5) различия в манере поведения;
6) различия в уровне образования;
7) плохая коммуникация;
8) несбалансированность рабочих мест;
9) недостаточная мотивация к выполнению работы.
2. Последствия конфликтных ситуаций в современных организациях не всегда однозначны. Конфликт может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами). Рассматривать функциональные и дисфункциональные последствия конфликта можно только с точки зрения их баланса. Нельзя добиться однозначно положительного или однозначно отрицательного выхода из конфликта. Всегда в итоге будут присутствовать как конструктивный, так и деструктивный моменты конфликта для организации, подразделений, людей.
3. К потенциальным отрицательным конфликта относятся:
1) снижение производительности;
2) неудовлетворенность персонала;
3) снижение морального состояния работников;
4) увеличение текучести кадров;
5) ухудшение социального взаимодействия сотрудников;
6) ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям.
4. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия:
1) более углубленная работа над поиском решения;
2) разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.
5. Наиболее рациональной и оптимальной по результатам является линия на сотрудничество. Соответственно и стратегию управления конфликтом руководитель должен выбирать с точки зрения оптимального баланса последствий конфликтной ситуации для организации или ее структурного подразделения. Конфликтным процессом в организации вполне можно управлять. У руководителя есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс протекания конфликта, внести свои коррективы и вывести конфликтную ситуацию к оптимальному разрешению. Определяя поведение в конфликте, руководитель должен в первую очередь выяснить причину конфликта, определить цели оппонента (или оппонентов), наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом, уточнить поведенческие особенности оппонента. При этом важно помнить, что точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из стилей разрешения конфликта (будь то конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление) не может быть выделен как самый лучший.
6. Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. Наиболее эффективным способом разрешения конфликтов являются переговоры. Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки. Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах, так и при горизонтальных. В случае особой остроты конфликтной ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества. В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник.
Эффективная стратегия переговоров – это, прежде всего, стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов и умение их сочетать таким образом, который не будет впоследствии вызывать желание нарушить достигнутое соглашение, В реальной жизни руководителям различного ранга зачастую просто не хватает культуры переговорного процесса, навыков ведения переговоров, желания вступить в коммуникацию с оппонентом.
Проведя анализ типичных конфликтных ситуаций в современных организациях можно сделать вывод, что для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности, поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Приложение 1
Схематическая карта конфликта в Компании0
АДМИНИСТРАЦИЯ Цель – увеличение объема продаж, и, как следствие, увеличение прибыли. Средства – совершенствование системы управления организацией путем изменения системы оплаты труда персонала, в результате чего должна значительно возрасти мотивация труда, повыситься производительность. Опасения – из-за возможной неудачи компромисса, переход к жестким административным санкциям, вплоть до увольнения работников, в результате чего можно потерять работников, знающих специфику работы фирмы, значительно ухудшить моральный климат в коллективе. |
Члены коллектива, поддерживающие администрацию. В результате перехода на новую систему оплаты у них зарплата увеличилась |
ПРОБЛЕМА – СИСТЕМА ЗАРПЛАТЫ |
Члены коллектива, зарплата которых не изменилась, но они выступают против действий администрации, т.к. опасаются, что в будущем их зарплата может уменьшиться. |
КОЛЛЕКТИВ Цель – повышение материального благосостояния. Средства – сохранение привычной формы оплаты труда. Опасения – уменьшение заработной платы, т.е. затронуты финансовые интересы, вызывает озабоченность возможное снижение уровня жизни. |
Приложение 2
Сводная таблица тестирования по методу К.Томаса и Р.Киллмена
Фамилия |
Отношение к способу разрешения конфликта | |||||||||||||||||||
Уклонение |
Приспособление |
Конфронтация |
Сотрудничество |
Компромисс | ||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
N |
1 |
1 |
5 |
5 |
1 |
2 |
4 |
5 |
1 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
1 |
1 |
4 |
4 |
1 |
2 |
O |
1 |
1 |
4 |
4 |
1 |
1 |
3 |
5 |
1 |
1 |
4 |
5 |
5 |
5 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
1 |
E |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
4 |
1 |
2 |
4 |
5 |
5 |
5 |
2 |
1 |
3 |
4 |
1 |
2 |
A |
1 |
2 |
5 |
5 |
1 |
2 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
5 |
3 |
K |
4 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2 |
1 |
4 |
4 |
2 |
2 |
B |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
5 |
5 |
2 |
2 |
P |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
1 |
4 |
4 |
2 |
2 |
C |
4 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
5 |
5 |
2 |
2 |
T |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
2 |
4 |
4 |
1 |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
1 |
1 |
4 |
4 |
2 |
2 |
M |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
L |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
1 |
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
2 |
4 |
4 |
1 |
1 |
D |
1 |
2 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
S |
1 |
1 |
5 |
5 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
1 |
4 |
4 |
5 |
5 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
2 |
СУММА |
2 7 |
2 8 |
4 7 |
4 8 |
3 2 |
3 7 |
4 1 |
4 6 |
2 2 |
2 1 |
4 8 |
5 4 |
5 9 |
6 1 |
2 4 |
2 1 |
5 0 |
5 2 |
2 8 |
2 6 |