Введение
Уникальность инноваций существенно ограничивает возможность их эффективной разработки на основе постоянно действующих организационных структурных подразделений. По своему существу инновация в отличие от прочих бизнес-процессов имеет не воспроизводимый, а разовый характер. В этом смысле инновационный процесс не конвейерная лента, а поток высокоиндивидуализированных событий, постоянство и направленность которого определяется в первую очередь организационными и личностными составляющими инновационных ресурсов.
В этом сложно структурированном процессе, потребляющем большое количество продуктов и услуг нестандартного характера, предприятие фактически независимо от избранной инновационной стратегии развития выступает как организатор и координатор исследовательской и внедренческой деятельности, в которую вовлечено большое количество внешних контрагентов и внутренних участников. Это справедливо и относительно отдельной инновации, каждая из которых в силу отмеченных обстоятельств почти с неизбежностью реализуется в организационной форме инновационных проектов.
В настоящее время управление проектами представляет собой динамично развивающуюся отрасль организационно-экономической науки. Различаются экономические и неэкономические проекты, а среди экономических проектов, охватывающих фактически весь спектр форм развития предприятия, особо выделяются инновационные проекты, при планировании и реализации которых наиболее явно проявляются особенности проектной организации работ [3].
Целью курсовой работы является описание этапов планирования инновационного проекта.
Задачи курсового проекта следующие:
1) дать общую характеристику и классификацию проектов;
2) рассмотреть принципы управления инновационными проектами.
3) разобрать по пунктам планирование инновационного проекта, а именно: этапы создания инновационного проекта, подготовка инновационного проекта, бизнес-план инновационного проекта, риски инновационных проектов и их особенности, эффективность управления инновационными проектами, эффективность управления исследовательскими проектами, эффективность управления венчурным инновационным проектом.
Объект - процесс разработки инновационного проекта.
Предмет – этапы планирования инновационного проекта.
1 Инновационный проект
Инновационный проект представляет собой систему стратегических и тактических задач и ориентиров, а также программ по их достижению, оформленных документально, которые включают взаимоувязанные по финансам, срокам и исполнителям, однако в достаточной степени независимые, мероприятия по организации, финансированию, исследованию, строительству, производству, маркетингу, направленные на разработку и коммерциализацию конкретной инновации.
Инновационный проект, направленный на достижение конкретной задачи – это одноразовая неповторяющаяся деятельность или совокупность взаимосвязанных и взаимозависящих действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели, имеющий начало и завершение.
Целью создания инновационного проекта является создание материального или творческого продукта. Ответственность за управление инновационного проекта возлагается на менеджера проекта.
Общие характеристики проекта (Мейлор, 1996):
- они являются целевыми;
- имеют четкое начало и конец;
-есть определенные ограничения, которые лимитируют и определяют процесс;
-достигнутые результаты могут быть измерены с помощью согласованных показателей.
Признаки проекта: SMART – цель, наличие ресурсной базы (финансовые, кадровые, технические, оборудование, материальные), временные рамки, ожидание результата и структуризация проекта [5].
Инновационные проекты классифицируются по структуре, по сфере деятельности, по длительности, по объему, по степени выполнимости [2].
Рассмотрим классификацию проектов.
1. По структуре проекты делятся на: - отдельные, единичные; - сложные, многосоставные; - сложные по структуре программы развития целых регионов или сфер промышленности.
2. По сфере деятельности: учебно-образовательные программы; исследовательские проекты, инвестиционные планы; другие.
3. По длительности: краткосрочные (период осуществления не превышает 3 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет).
4. По объему: мелкие, средние, крупные.
5. По степени выполнимости : простые, сложные, невыполнимые проекты.
Так же проект характеризуется жизненным циклом, который имеет следующие стадии: начальную, стадию разработки, реализации, завершающую стадию.
Так же проекты классифицируются:
- по масштабу (по признаку объема финансирования);
- по степени институциализации: внешние и внутренние по отношению к организации, их осуществляющей;
- по степени новизны (новаторские и рутинные);
- по сфере деятельности: промышленные, государственно-общественные и международные.
В рамках инновационного проекта реализуются следующие управленческие функции: анализ и планирование, организация и координация, руководство и сотрудничество (как внутри организации, так и вне ее), мониторинг и оценка результатов.
Назначение инновационных проектов заключается в достижении конкретизированных стратегических целей предприятия путем осуществления отдельных инноваций в рамках существующих ограничений. К последним относятся, в первую очередь, финансовые ресурсы, кадры и время осуществления.
Особо важно отметить относительную уникальность каждого проекта и его независимость от прочих видов и направлений бизнеса активности и исследовательской деятельности предприятия. Впрочем, Г. Дитхелм, который придерживается этой точки зрения, вместе с тем отмечает, что в проектах, вне зависимости от осуществляющих их организаций, имеется ряд типовых этапов и действий. Таким образом, менеджмент проектов в определенных областях также подвержен стандартизации том, что касается методов и способов его осуществления.
Именно наличие в проектах предсказуемых этапов и стандартизированных мероприятий позволяет говорить об их планируемости и управляемости.
Исходя из двойственности инновационного целеполагания мы: можем ожидать двойственный характер цели инновационного проекта: коммерциализуемое удовлетворение конкретной общественной " потребности (конечная цель) и получение принципиально нового научно-технического результата либо в качестве промежуточного итога, либо в виде созданного нематериального актива предприятия [2].
Таким образом, инновационный проект предполагает:
• наличие обусловленных стратегией предприятия конкретных целей и задач;
• комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационных, строительных, производственных, маркетинговых и финансовых мероприятий, направленных на разработку и внедрение новшества;
• определенные сроки и ресурсы осуществления проектных мероприятий;