Рис. 2. Приоритетные задачи российских руководителей
В последние 40 лет технологические изменения бывали как революционными, так и эволюционными. Радикальные перемены подготавливались периодами технологических инноваций, которым часто предшествовала серия незначительных, постепенных изменений. Можно выделить следующие периоды инноваций:
- эра электронных вычислительных машин,
- эра микрокомпьютеров,
- эра сетей
- эра повсеместного использования компьютеров.
Эра электронных вычислительных машин (1950—1970 гг.)
Создание цифрового компьютера в начале 50-х годов послужило катализатором радикальных изменений в обработке информации. Пионерами стали фирмы и предприятия, работающие с большими массивами данных, закупившие электронные вычислительные машины (ЭВМ) и применявшие их для обработки всех данных. Первым пользователям машина помогала в основном в решении информационно-поисковых задач (учет и кадры).
Изредка предпринимались попытки расширить круг задач. Начали появляться системы поддержки решений, экспертные системы и другие «интеллектуальные» программы, но технологические ограничения препятствовали их широкому использованию. Так продолжалось до тех пор, пока микрокомпьютеры не возвестили эру быстро растущих локальных возможностей обработки информации. Были разработаны программы для решения систематически повторяющихся задач, что повышало эффективность и замещало ручную работу младшего управленческого звена. Управляющие высшего звена не считали необходимым включаться в разработку новых технологий.
На этом этапе у пользователей не было прямого доступа к машине и взаимодействия с ЭВМ осуществлялось с помощью громоздких устройств ввода-вывода данных, выступавших в качестве «бессловесных» терминалов. Технология 60-х и 70-х годов давала возможность длительной работы на машине лишь тем, кто находился в самом вычислительном центре. Доступ пользователей со стороны обычно ограничивался очень короткими сеансами.
Эра микрокомпьютеров (конец 70-х — начало 80-х гг.)
В наступлении эры микрокомпьютеров сыграло роль сразу несколько факторов. Появление микропроцессоров в конце 60-х годов позволило удешевить технологию. Миникомпьютеры, а позднее микрокомпьютеры, требовали менее специализированного оборудования. Для разработки, эксплуатации и функционирования локальных систем нужна была квалификация не столь высокая, как для больших ЭВМ. Наконец, бизнесмены начали осознавать, что информация, получаемая с помощью ИТ, становится все более важной для принятия эффективных решений и для работы на локальном уровне. Они хотели взаимодействовать с машинами непосредственно. Компьютер, находящийся под рукой, давал им возможность осуществлять контроль над информацией.
Ранние приложения были жестко связаны со способами обработки информации, которые существовали до установки ЭВМ. Если руководитель хотел изменить информационные технологии, это стоило дорого, требовало затрат времени и участия профессионалов. Постепенно централизованные способы обработки информации перестали соответствовать децентрализованному стилю ее применения.
В течение 80-х годов расширилось использование ИТ для повышения качества принятия решений и повышения эффективности отдельных видов работ. Возникали «островки автоматизации» — первоначально в подразделениях, а впоследствии, с появлением микрокомпьютеров, — и на рабочих столах отдельных сотрудников. Децентрализация расчетов сделала менее удобной работу с центральной ЭВМ. Число новых приложений быстро росло. Если на первых этапах ЭВМ применяли в основном для автоматизации управления производством, то в последующем персональные компьютеры были ориентированы на информатизацию процессов планирования, разработки бюджета и подготовки отчетов. Переносные компьютеры, факсы, сотовые телефоны и соответствующее программное обеспечение обеспечили возможность совместной работы без оглядки на расстояния и разницу во времени.
С появлением локальных технологий обработки информации и дружественных пользователю пакетов прикладных программ, стал возможен более широкий контроль информации. Однако, микрокомпьютеры не заменили собой систему с центральной ЭВМ. Они дополнили ее, и проблемы, касающиеся того, какими технологиями и приложениями управлять централизованно, а с какими работать самим пользователям, стали постоянным источником трений. Эти проблемы особенно обострились, когда с середины 80-х годов стратегическая ценность ИТ в глазах многих фирм резко выросла.
Эра распределенных сетей (с конца 80-х гг.)
Положительный опыт использования ИТ на локальном уровне, совершенствование сетей с распределенной информацией, возросшая скорость изменений в окружающей среде — все это потребовало использования ИТ для изменения структуры принятия решений внутри предприятия и укрепления его конкурентных позиций. Стратегические преимущества ИТ стали очевидны, и издержки на ИТ с середины 80-х годов быстро возрастали. В то же время усилилась потребность в обмене информацией, скрытой в децентрализованных системах.
Все эти факторы совпали во времени с технологическим усовершенствованием мощности коммуникационных сетей. В начале 90-х годов появились системы «клиент-сервер» в которых пользователи получают и передают информацию через множество стационарных рабочих станций и переносных компьютеров. Вся эта аппаратура объединена в высоко эффективные локальные и глобальные сети для перераспределения информации и коммуникационного обслуживания.
Центральные машины продолжали использоваться наряду с множеством рабочих станций и миникомпьютеров как еще один сервер сети — хотя и мощный, но не единственный. Обычно серверы узко специализированы, поддерживаются профессионалами. Например, компания может на одном сервере создать базу данных о потребителях, а другой сервер использовать для интеграции управления и контроля производственными процессами. Еще один сервер можно ориентировать на контроль коммуникаций и распределения информации внутри и вне предприятия. Клиенты связаны посредством сети, имея доступ к различным инструментам — таблицам, системам подготовки отчетов, электронной почте.
Централизованные системы администрирования, устаревшая функциональная система отчетности и стимулирования должны были быть заменены схемой организационного сотрудничества. Разработка централизованных платформ стала значительно более структурированной и стандартизованной, а разработка приложений ИТ, предназначенных для конечных пользователей — более интерактивной, итеративной и непосредственной.
Межфункциональные команды пользователей, в некоторых случаях включающие потребителей и поставщиков, и профессионалы в области ИТ стали нести ответственность за накопление информационных ресурсов, их использование и управление ими. Стратегическое партнерство со множеством поставщиков, системных интеграторов, внешними источниками информации и с консультантами требует управления быстрым развитием сложных технологий. Руководители ИТ-подразделений и управляющие бизнесом разделили между собой ответственность за определение стратегического направления развития ИТ и их роли на предприятиях.