Большинство людей не понимает, насколько хрупкими бывают организационные схемы предприятий и как они быстро меняются. Основная причина организационных неудач состоит в неспособности адаптироваться к изменяющейся окружающей среде, отсутствию ресурсов, что особенно относится к молодым предприятиям, неспособным выдерживать даже короткие периоды сложных ситуаций. Современные технологии, новые продукты и изменения общественных вкусов и ценностей накладывают отпечаток на любую организационную культуру, политику, операционные процедуры и на людей. Быстро меняющиеся технологии, в том числе ИТ, представляют в этом смысле особую угрозу предприятиям. Резкие технологические изменения усиливают, либо ослабляют положение предприятий в отрасли. Многие предприятия неспособны адаптироваться к изменениям и прекращают свое существование, освобождая ресурсы для нового поколения молодых организаций.
Предприятия различаются не только организационной структурой, но и многими другими показателями, в частности, конечными целями и способами их достижения. Еще одно различие — по задачам и используемым технологиям. В некоторых случаях предприятие решает традиционные, часто повторяющиеся задачи. В других — приходится работать с нестандартными проблемами (консалтинговые фирмы, занятые разработкой стратегических планов для других предприятий).
Как видно из таблицы 2, список дополнительных характеристик предприятий длиннее, чем список основных характеристик. В этом главная причина, почему ИТ оказывают неодинаковое влияние на разные предприятия (и даже их типы). Только при тщательном анализе всех предпосылок можно эффективно управлять ИТ.
Руководители играют разные роли на предприятии, их обязанности простираются от принятия решений и написания отчетов до проведения встреч и празднования дней рождения. Для того, чтобы определить, какую пользу ИТ могут приносить руководящему составу предприятия, необходимо прежде всего провести анализ, какая именно информация необходима для принятия решений и исполнения других функций.
Классическая модель управления не вызывает сомнений уже более 70 лет. Анри Файоль и его школа впервые указали пять основных функций управляющего — планирование, организация, координация, принятие решений и контроль.
Однако, такое описание управленческих функций нельзя признать удовлетворительным — здесь не сказано, как именно руководители разрабатывают план, принимают решения и контролируют работу других. Необходимо более конструктивное, более детальное описание того, как руководители ведут себя на практике.
Экспериментально доказано, что управленческое поведение обладает пятью характеристиками, которые существенно отличаются от классического описания.
Руководители выполняют значительный объем работ в бешеном темпе. Исследования показывают, что они ежедневно оказываются вовлеченными в 600 и более различных видов деятельности.
Управленческая деятельность фрагментарна — большинство решений принимается менее чем за 9 мин, и только 10% мероприятий продолжается хотя бы час.
Руководители в своей деятельности ориентированы на текущую, конкретную информацию.
Многие предпочитают устное общение, поскольку оно обеспечивает больше гибкости, требует меньше усилий и позволяет быстрее реагировать на новости.
Руководители считают полезным общение с широким кругом лиц, по сути дела, эти контакты действуют как неформальная ИС.
Можно выделить три вида деятельности, которые реализует эффективно работающий руководитель.
Во-первых, значительное время тратится на определение целей функционирования предприятий, как краткосрочных, так и долгосрочных.
Во-вторых, много времени уходит на общение с персоналом предприятия.
В-третьих, производственные связи нередко используются для достижения личных целей.
Анализ повседневного поведения руководящего состава позволил выяснить, что в процессе своей деятельности руководители исполняют различные роли: межличностные, информационные и лица, принимающего решения.
Межличностные роли. Руководители выступают как начальники, когда представляют свои предприятия вовне и исполняют символические обязанности, типа награждения работников. Они действуют как лидеры, стремясь направлять, консультировать и поддерживать подчиненных. Они также являются связующим звеном между членами управленческой команды. Руководители покровительствуют своим подчиненным, что, как они ожидают, будет вознаграждено.
Информационные роли. Руководители действуют как информационные центры своих предприятий, получая наиболее актуальную информацию, передавая ее тем, кто в ней нуждается, и озвучивая ее.
Лицо, принимающее решения. Руководители принимают решения, действуют как предприниматели, инициируют новые типы деятельности. Они должны устранять различные нарушения порядка, возникающие на предприятии. Они распределяют ресурсы, улаживают разногласия и посредничают между конфликтующими группами.
В таблице 3, исходя из классификации ролей, предложен подход к решению вопроса о том, где ИС могут помочь руководителям, и где они сделать этого не могут. Практической иллюстрацией того, какое место руководители российских предприятий отводят внедрению новых информационных технологий в управлении предприятием среди прочих проблем, служат результаты исследования «Приоритетные задачи российских менеджеров», проведенного Ассоциацией менеджеров России и компанией Ernst & Young CIS (рис. 2).
Таблица 3
Управленческие роли и ИС
Роль |
Поведение |
Системы поддержки |
Межличностные роли | ||
Начальник |
Межличностное |
Не существует |
Лидер |
общение |
Не существует |
Связующее звено |
Вычислительные сети и телекоммуникации | |
Информационные роли | ||
Информационный центр |
Автоматизированные системы управления | |
Распространение информации |
Обработка информации |
Электронная почта, офисные системы |
Представитель профессиональных групп |
Офисные и профессиональные системы | |
Лицо, принимающее решения | ||
Предприниматель |
Не существует | |
Администратор |
Принятие решений |
Не существует |
Распределение ресурсов |
Системы поддержки решений | |
Участие в переговорах |
Телекоммуникационные системы |