Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.
Несмотря на то, что данная работа освещает вопросы, рассматривающие цели организации, мы коротко уделим внимания и миссии организации, так как без неё рассмотренный вопрос о целях организации будет неполным.
Существуют широкое и узкое понимание миссии.
В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В философии организации проявляются ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. То есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Миссия - понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она: а) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач; б) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; в) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; г) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т.д.).
Например, если рассматривать миссию коммерческой организации направленной на производство и (или) реализацию товара (продукта), то целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. В данном случае, основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, учитываются при определении ее предназначения, являются: собственники организации; сотрудники организации; покупатели товара (продукта) организации; деловые партнеры организации; местное сообщество и общество в целом. Миссия организации в большей или меньшей мере отражает интересы всех шести вышеназванных групп людей.
Миссия не несёт в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне ее.
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым должна стремиться организация, фиксируются в виде ее целей.
Осуществляя свою миссию (предназначение), организация добивается достижения определенных целей - выживания, роста, доходности (рис. 1).
Рис. 1 - Основные цели организации
Рассмотрим некоторые определения понятий «цель» и «цели организации». И так: а) под целью понимается идеальное или желательное состояние субъекта (организации, индивида и т.п.), на достижение которого, прежде всего, ориентирована его деятельность и соответственно процесс управления; б) цель: желаемый результат (предмет стремления); то, что хочется осуществить; чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть; предвосхищаемый в сознании результат деятельности.
То есть, говоря иначе, цели - это конкретное состояние отдельных параметров организации, на достижение которого направлена ее деятельность.
Наличие цели является важным признаком организации. Все члены организации стремятся к её достижению.
Вопрос о целях организации не так прост, как может показаться на первый взгляд. Великий мыслитель древности Аристотель писал, что «так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания это здоровье, у судостроения - судно, у военачалия - победа, у хозяйствования - богатство».
Рассматривая вопрос о целях организации следует понимать, что в зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации, так и по количественной оценке этих параметров. Так для коммерческой и некоммерческой или частной и бюджетной организаций, цели будут разниться.
Например, для торговой организации, основными целями будут являться цели уже приведённые выше по тексту (выживание, рост, доходность). В то же время, для войсковой части о росте и доходности говорить не приходится.
Таким образом, при определении целей организации, они формулируются не произвольно и имеют, что не наесть обоснованную позицию, а именно: а) цель представляет собой отражение объективной роли данной организации в обществе, характера и масштабов ее деятельности, производственного и кадрового потенциала; б) на формирование и формулировку целей, так же как и на миссию, существенное влияние оказывают интересы многочисленных субъектов (групп лиц), связанных с деятельностью организации; в) постановка целей связана с учетом ограничений в отношении путей и средств их достижения. Ограничения бывают внешними и внутренними (общими и частными, производными от них). Они могут быть присущи организации изначально или порождаться прежними проблемами.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что: а) организация, являясь социальным организмом, в результате своей деятельности предполагает достижение конкретных целей, в свою очередь достижение целей приводит к удовлетворению потребностей групп людей связанных с деятельностью данной организации; б) миссия организации, отражая предназначение и смысл существования организации, является основой (базой) и отправной точкой, для формирования основных (глобальных) целей организации и несёт целевое начало в деятельности организации; в) цели организации являясь чёткими параметрами, на достижение которых направлена деятельность организации, конкретизируют те рубежи, к которым должна стремиться организация. Для каждой организации цели формируются свои и они сугубо индивидуальны, однако все они, в своей сути сводятся к получению результатов максимально приближенных к желаемым.
Наличие цели обеспечивает организации стабильность, равновесие, единство действий участников.
Во многих учебных и интернет источниках представлены различные варианты классификаций целей, и они между собой часто различаются. Однако можно с уверенностью сказать, что основа многих классификаций остаётся схожей. Так цели классифицируются:
1) по уровням. Низший уровень является объективная целесообразность, а в свою очередь высший - целенаправленностью технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших целей;