3. Разработка системы целеполагания для ООО «ЗСП»
После определения миссии-видения, т.е. стратегической «будущей» цели организации, каждому руководителю необходимо обратить внимание на вопросы, требующие решения «сейчас» и предложить пути этого решения, т.е. достигать тактических целей организации. Таким образом, при постановке одновременно и проблемы и цели руководитель уходит от проблемно-центристского к проблемно-целевому подходу работы над проблемами.
Таблица 5. Проблемы и цели ООО «Завод специальных покрытий»
Проблемы |
Цели |
Высокие цены |
Развитие производства и покупка нового современного оборудования |
Переход части клиентов к конкурентам с более низкими ценами и соответственно качеством |
Снижение цены, при неизменном уровне качества |
Предприятие не справляется с объемами заказов в летний период |
Увеличение производственных помещений, производственных мощностей |
Текучесть кадров |
Обеспечение стабильных заказов, вне зависимости от времени года, для того, чтобы обеспечить стабильно высокую заработную плату. |
Высокая трудоемкость изготовления продукции |
Новое оборудование с ЧПУ – меньше трудоемкость, больше производительность. |
Малая осведомленность потребителей о наличии ЗСП |
Повысить осведомленность, сделать предприятие легко узнаваемым, и ассоциируемым с высоким качеством. |
Местоположение |
Открыть офис отдельно от производственных помещений, т. к. трудно найти. |
Недостаток заказов в зимний период |
Обеспечение предприятия постоянными заказчиками |
Таблица 6. Дерево целей для ООО «ЗСП»
Цели 1-го уровня |
Цели 2-го уровня |
Повышение конкурентоспособности продукции |
Снижение цены, при неизменном уровне качества |
Покупка нового оборудования с ЧПУ – меньше трудоемкость и себестоимость, больше производительность. | |
Увеличение доли рынка и объема выпуска |
Увеличение производственных помещений, производственных мощностей |
Разработка эффективной маркетинговой стратегии для привлечения новых клиентов | |
Разработка эффективной маркетинговой стратегии |
Повысить осведомленность, сделать предприятие легко узнаваемым, и ассоциируемым с высоким качеством. |
Открыть офис отдельно от производственных помещений, т. к. трудно найти. | |
Обеспечение предприятия постоянными заказчиками | |
Разработка гибкой системы скидок для постоянных клиентов | |
Проведения акции привлечения новых корпоративных клиентов (застройщиков, а не посреднических фирм) | |
Повышение уровня корпоративной культуры на предприятии и привлекательности предприятия как работодателя |
Обеспечение стабильных заказов, вне зависимости от времени года, для того, чтобы обеспечить стабильно высокую заработную плату. |
Разработка основных направлений корпоративной стратегии | |
Организация курсов повышения квалификации для основного производственного персонала; для менеджеров предприятия. |
На следующем этапе необходимо наметить конкретные цели изменений, разработать соответствующие стратегии и мероприятия для достижения этих целей, т.е. программу тактического менеджмента. Все это необходимо донести до персонала, и видение должно содержать долгосрочные перспективы, чтобы сотрудники могли идентифицировать себя с запланированными изменениями. Только при этих условиях изменения пройдут в нужном направлении и восприняты всеми положительно.
Таблица 7. Цели – мероприятия по реализации
Целевые элементы |
1. Клиенты Какими нас видят клиенты? |
Стратегические цели |
· Клиенты отдают предпочтение нашей продукции, а не конкурентам · Удовлетворенность клиента · Долгосрочные отношения с клиентами |
Величина измерения |
Частота повторных обращений |
Мероприятия по реализации |
Срок: апрель 2006/октябрь 2006, четкий учет заказов + скидки постоянным клиентам, специальные предложения, акции |
Целевые элементы |
2. Действия Насколько удачны наши действия? · Постоянные клиенты · Новые клиенты · Жалобы и претензии клиентов (их наличие или отсутствие) |
Стратегические цели |
· Увеличение оборота от постоянных клиентов · Увеличение оборота от новых клиентов · Рост доли оборота относительно конкурентов |
Величина измерения |
Оборот |
Оперативные цели |
· С 01.07.2006 по 01.11.2006 увеличение производственных помещений · Увеличение потока денежных средств · С 01.07.2006 по 01.10.2006 модернизация оборудования |
Мероприятия по реализации |
Ежеквартальные отчеты по проделанной работе, полугодовые собрания по разработке дальнейших действий развития предприятия, на основе полученной информации о состоянии внешней среды (конкуренты, поставщики, клиенты) и внутренней (состояние оборудования, помещений, наличие / нехватка материалов, и т.д.). Сопоставление запланированного и фактического оборотов, корректировка плана и определение дальнейшего направления уже с учетом исправлений и новых клиентов. |
Целевые элементы |
3. Качество Каким образом можно улучшить качество нашей деятельности? Качество · Производственного процесса · Продуктов · Сервисных услуг |
Стратегические цели |
· Оптимизация производственного процесса /операций · Проведение качественного и своевременного послепродажного обслуживания · Рекламация |
Величина измерения |
· Длительность производственного цикла · Качество и скорость · Сокращение рекламаций |
Оперативные цели |
· Новое современное оборудование · Лучшие поставщики · Квалифицированный персонал · Планирование работ |
Мероприятия по реализации |
Создание отдельного подразделения по контролю качества. Покупка нового программного обеспечения, которое позволит точно и своевременно отслеживать сроки выполнения работ, что позволит без задержек выполнять заказы клиентов. Создание сайта для размещения подробной информации о предприятии и роста контактов с потенциальными клиентами |
Целевые элементы |
4. Продукты · Удовлетворяет ли существующая гамма продукции предприятия потребности клиентов? · Насколько она отлична от гаммы конкурентов? |
Стратегические цели |
· Увеличение разнообразия материалов, позволяющих расширить ассортимент и виды продукции · Следить за развитием технологий, быть всегда на шаг впереди конкурентов · Создание филиалов / представительств · Рост доли рынка |
Величина измерения |
· Ассортимент цветов и покрытий предприятия · Количество видов продукции конкурентов · Количество филиалов / представительств |
Оперативные цели |
· Поиск новых поставщиков · Увеличение потока денежных средств · Повышение цены акций · Опережение конкурентов в некоторых областях |
Мероприятия по реализации |
Проведение мониторинга внешней среды, поиск инвесторов, игра на биржевом рынке, постоянные опросы клиентов, определяющие их удовлетворенность и заинтересованность в нашем продукте |
Целевые элементы |
5. Готовность поставок Состояние продукции на складе |
Стратегические цели |
· Постоянная готовность складской продукции к реализации (в случае нехватки основной продукции отправленной на сбыт, невыполнение производством необходимого объема продукции и других непредвиденных ситуаций) · Постоянное наличие на складе дополнительных материалов, комплектующих, инструментов, полуфабрикатов и т.д. для непрерывного процесса производства |
Величина измерения |
· Количество продукции на сладе по ассортиментным группам · Количество дополнительных ресурсов · Оборачиваемость |
Оперативные цели |
Своевременное пополнение складских запасов |
Мероприятия по реализации |
Постоянный контроль, тщательная инвентаризация продукции и материалов, проверка состояния складских помещений. |