Команда не является универсальным инструментом системы управления. Но в организации команд немало «плюсов».
«Плюс» |
Показатель |
Содержание |
Профессиональный |
Время Креативность Качество |
Команда профессионалов способна быстро и эффективно решить задачу, на которую обычно уходит значительное время. Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая «копилку решений» «Кодекс чести» профессионала не позволит сделать работу некачественно |
Коммуникативный |
Стиль Координация |
В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки В команде не требуется специальный менеджер, координирующий работу членов команды. Каждый из членов гибко участвует в координации работ. |
Социальный |
Имидж Перспектива |
Наличие команды создает фирме выгодный имидж, вызывая у клиентов доверие При наличии команды фирма имеет преимущества в получении выгодных заказов. |
Духовный |
Ценности Рост |
Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена команды. Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом. |
Создавая команду важно помнить и о ее «минусах», их также немало:
· Время: процесс командообразования «времяемкий». Чтобы рабочая группа стала командой требуется немало времени.
· Деньги: чтобы члены группы стали командой, требуются деньги на дополнительные тренинговые занятия (необходимо сформировать «командный дух»); возможно, потребуются деньги на дополнительное обучение членов команды.
· «Человеческий фактор»: в команде резко возрастает ценность человека, руководителю и члену команды нужно быть к этому психологически готовыми.
· Недирективность: административно-командный стиль управления в команде «не проходит».
· «Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с особой тщательностью и бережностью.
· Хрупкость: в команде многое держится на взаимоотношениях между ее членами, на «командном духе», системе ценностей, философии развития. Это категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения.
Теоретики и практики менеджмента и, в частности, специалисты в области рабочих команд по-разному подходят к вопросу определения типов команд. Как правило, классификация команд проводится в контексте рассматриваемых вопросов, либо увязывается с результатами исследований некоторой узкой сферы деятельности.
Деятельность рабочих команд ориентирована на решение задач, цели сменяются по мере необходимости. Основное внимание уделяется достижению конкретных результатов: подходящие сотрудники и соответствующие ресурсы объединяются ради максимально быстрого и качественного выполнения задачи, сроки и этапы ее решения постоянно контролируются. Отношения между сотрудниками строятся на принципах взаимозависимости. Лидерство основывается на содействии контактам и сотрудничеству. Руководство действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества. Эффективность деятельности группы определяется индивидуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели сотрудников со стратегическими целями организации».
В производственной среде команда может состоять из групп рабочих, имеющих по несколько профессий, что позволяет им выполнять все операции, необходимые для выпуска определенного продукта. В секторе услуг, например в страховом деле, рабочая команда может включать специалистов по обработке требований о выплате страховых сумм, представителей обслуживания клиентов и страховщиков, работающих в определенном географическом регионе.
Примеры классификации команд:
№ п/п |
Назначение команды |
Содержание работы |
Вид команды |
Форма и время существования |
1. |
Реинжиниринг |
Управление процессами глубоких преобразований (фактическое создание «новой» компании) |
КП |
Временная |
2. |
Развитие продуктов и процессов |
Управление развитием новых продуктов и организационным развитием компании |
УК |
Постоянная |
3. |
Антикризисное управление |
Выведение компании из кризисной ситуации |
КП |
Временная |
4. |
Обеспечение производственной деятельности |
Управление и исполнение производственной работы |
УК |
Постоянная |
5. |
Решение проблем, содействие и помощь |
Оценка и разрешение организационных и возникающих проблем |
КП |
Временная |
6. |
Бэнч-маркетинг |
Маркетинг деятельности аналогичных предприятий и выработка стратегии на достижение лучших результатов |
УК |
Постоянная |
7. |
Управление проектом внедрения |
Проектирование и введение в действие нового оборудования (технологий) |
КП |
Временная |
8. |
Группа качества |
Внедрение и осуществление всеобщего управления качеством |
УК |
Постоянная |
9. |
Инновации |
Проектирование, разработка и реализация новых идей и инициатив в организации |
КП |
Временная |
10. |
Аудит и контроллинг |
Оценка эффективности организации и процессов |
УК |
Постоянная |
11. |
Развитие нового бизнеса |
Проектирование, формирование и развитие нового для компании рискованного бизнеса |
КП |
Временная |
12. |
Управление текущей деятельностью |
Принятие и осуществление управленческих решений высокого уровня |
УК |
Постоянная |