Модель бизнес-процессов "Первой страховой компании" строится на основании группировки процессов по смысловым целям. Бизнес-процессы с однородными по смыслу целями образуют сферы деятельности. Для каждой сферы деятельности можно обозначить характерное только для нее внешнее окружение и взаимодействие бизнес-процессов (рис. 3).
Основные стратегические цели и задачи "Первой страховой компании" на 2010-2011 гг.: вхождение в десятку лидеров к 2011 году, лидерство на рынке добровольного медицинского страхования и ОСАГО.
2. ВЫДВИЖЕНИЕ ВАРИАНТОВ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Выбор базовой стратегии "Первой страховой компании" начинается с определения того, что она должна, а чего не должна делать, и видения того, куда она должна двигаться, т.е. разработки миссии и стратегического видения компании. Миссия компании не должна быть сформулирована слишком общо, быть применимой к любой отрасли, так как в этом случае она не будет иметь управленческой ценности. Стратегическое видение и миссия компании - понятия индивидуальные, они наделяют ее собственными отличительными чертами.
Формулирование сферы деятельности, области бизнеса, в которой оперирует или планирует это делать страховая компания, ограничено требованиями российского законодательства. Так, Закон о страховании запрещает страховщикам заниматься производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью (ст. 6). Существуют и другие ограничения, установленные подзаконными актами в рамках государственного регулирования страховой деятельности (например, страховые организации, получившие лицензию на проведение обязательного медицинского страхования, не имеют права заниматься другими видами страховой деятельности кроме добровольного медицинского страхования).
Но даже в условиях законодательных ограничений при разработке стратегии страховой компании ее руководителям следует четко определить сферу деятельности. Она может включать в себя значительное количество видов страхования на всей территории Российской Федерации, может ограничиваться отдельными видами страхования (например, страхование жизни), концентрироваться на отдельных территориях или целевых группах клиентов, но сфера деятельности страховой компании при разработке ее стратегии должна быть четко определена.
Миссия "Первой страховой компании" - защита благосостояния граждан России путем предоставления доступных и отвечающих их потребностям страховых продуктов.
После формулирования общей миссии страховой компании из нее целесообразно выделить отдельные элементы для ключевых подразделений компании. Каждый отдел может выиграть от согласованных целеустановок компании, определяющих вклад каждого подразделения в реализацию миссии. Например, назначением отдела кадров является обеспечение успеха компании через подготовку руководителей, создание высокоэффективных коллективов и увеличение потенциальных возможностей каждого сотрудника; предназначением отдела по рассмотрению страховых претензий является объективное и справедливое рассмотрение претензий страхователей, минимизация страховых выплат, проведение предупредительных мероприятий, организация работы по суброгации и т.д.
Важной задачей руководителя страховой компании при определении и реализации ее миссии является практическое определение момента, когда появляющиеся возможности или угрозы делают желательным внесение изменений в определении миссии или существенный ее пересмотр. Жизнь миссии компании всегда ограничена во времени, в определенный момент она перестает соответствовать современным требованиям.
После определения стратегического видения и миссии компании ее менеджерам стоит перейти к установлению стратегических целей, которые позволяют определить конкретные задачи, связанные с производством страховых услуг и достижением конкретных финансовых результатов (См. п. 1.3.).
Устанавливаемые для компании цели и ключевые результаты можно разделить на те, которые относятся к финансовой стороне деятельности страховой компании, и те, которые относятся к показателям стратегической деятельности страховщика. Достижение приемлемых финансовых показателей является основой и источником поддержания и улучшения положения компании на рынке в долгосрочной перспективе. Стратегические же цели должны быть сфокусированы на конкуренции и на создании сильной конкурентной позиции в выбранной сфере деятельности. Стратегические и финансовые цели тесно между собой переплетаются.
Хотя стратегические и финансовые цели тесно переплетены, в некоторых случаях менеджеры могут оказаться в затруднительном положении, когда нужно сделать выбор между возможностью повышения краткосрочных финансовых показателей и действиями по упрочению позиций страховой компании в долгосрочной перспективе. Выбор в данном случае будет зависеть от каждой конкретной ситуации, но необходимо помнить, что если компания добилась хороших финансовых результатов и ей не грозит кризис в случае их снижения, важность решения задач по укреплению конкурентной позиции страховщика в долгосрочной перспективе превышает необходимость улучшения текущих финансовых показателей.
Для того чтобы видеть путь достижения поставленных целей, страховая компания и разрабатывает свою стратегию. Стратегия - это определение того, как провести компанию из ее сегодняшнего положения в то, в котором она хочет находиться, это средство достижения планируемых результатов. При разработке базовой стратегии необходимо предусмотреть необходимость своевременной реакции на изменения во внешней среде, разработку конкурентоспособных действий, объединение стратегических инициатив отдельных подразделений. Разработка стратегии, дающей прочное конкурентное преимущество, имеет три грани: решение вопроса о том, где компания имеет наибольшие шансы выиграть конкурентную борьбу; разработка таких страховых услуг, которые способны привлечь страхователя и выделить компанию в его глазах; нейтрализация действий конкурентов.
Стратегический выбор включает выработку серии стратегических вариантов, исходя из целей компании, ее преимуществ и недостатков, а также внешних возможностей и угроз. Каждая стратегическая альтернатива может представлять возможные направления действий. На этом этапе фигурирует следующий основной вопрос: какие направления стратегического развития кажутся наиболее приемлемыми? При разработке стратегий важно учесть наибольшее возможное количество вариантов, так как существует тенденция учитывать только наиболее очевидно приемлемые варианты и уже на ранних этапах выдвижения альтернатив отбрасывать остальные. Однако такая оценка всегда субъективна. Очевидные варианты не обязательно являются лучшими. И это обстоятельство может лишить вариантов, которые при более детальной проработке на этапе оценки вариантов обнаружили бы свои преимущества.