Все три группы противоречий, суммарно отражаясь в сознании офицеров, влияют на их статус в обществе, они во многом определяют тенденции дальнейшего развития феномена офицерской чести как формы социальной престижности.
Особое место в группе внесистемных противоречий занимают противоречия в политической сфере: между тоталитарно-командной системой и недостаточным использованием потенциала, заложенного в демократических институтах общества; между декларируемыми правами и свободами личности и реальными возможностями для их реализации, законодательным обеспечением их гарантий; между необходимостью социальной и политической стабильности в обществе и усилением конфронтации различных политических партий и движений; между возрождением национального самосознания, языка, культуры разных народов России и проявлениями национализма, сепаратизма, шовинизма; между объективной необходимостью создания общего экономического, военно-стратегического пространства стран СНГ и усилением тенденций к национальной обособленности отдельных бывших союзных республик. Среди проблем, порождаемых противоречиями в политической сфере, необходимо выделить снижение веса культурно-политических компонентов в общественном сознании в целом, в сознании носителя чести в частности, и повышение в нем веса гражданского самосознания.
Применительно к армейским условиям, противоречия, которые непосредственно связаны с деятельностью офицерского корпуса, образуют группу системных противоречий. Основанием для их классификации могут выступать основные сферы военно-профессиональной, внеслужебной жизни и деятельности офицеров. В диссертации дается их подробный анализ.
Внесистемные и системные противоречия образуют целостную систему воздействия на условия функционирования офицерской чести. Определяющими здесь выступают внесистемные противоречия. [39]
Таким образом, социоэкономические и политические перемены, происходящие в российском обществе, неизбежно повлекли за собой серьезные сдвиги в социопрестижных параметрах чести современного офицера, коренным образом изменили его общественный статус и, по сути, вывели офицерскую корпорацию за рамки современной элиты.
Функционирование правовой культуры современного носителя офицерской чести осуществляется под воздействием противоречий правосознания, правового поведения, типов и уровней правовой культуры, а также самих нормативно-правовых противоречий. К первой группе относятся противоречия между правовыми знаниями офицера и отсутствием соответствующих убеждений, а также противоречия правового поведения. Ко второй группе относятся противоречия: между европеизированным характером создающейся правовой системы и национально-своеобразной моделью правовой культуры российского офицера, построенной на несколько иных основаниях; между провозглашенной ориентацией на строительство правового государства и несовершенной системой российского законодательства, характерной для правовой культуры общества в целом; между заявленным (не элитным) социально-правовым статусом офицера и повышенными требованиями, предъявляемыми обществом к нему и др. Названные противоречия свидетельствуют об отсутствии должного правового обоснования чести как формы социальной престижности офицера-госслужащего в российском обществе.
На личностном уровне функционирования правовой культуры офицера это противоречие проявляется как рассогласование в структуре правосознания следующих элементов: осознанного реального права и ценностных ориентаций личности; правового сознания в целом и правового поведения офицера; типов и уровней правовой культуры личности. Все это приводит к деформации нормативно-правового блока в структуре содержательного компонента офицерской чести как формы социальной престижности.
В процессе разрешения названных противоречий, ведущими тенденциями функционирования правовых элементов в структуре чести современного офицера являются: снижение реального уровня правовых знаний; все большее рассогласование элементов системы, связанное с отставанием рационально-теоретического ее уровня от психологического; повышение удельного веса отклоняющихся от норм поступков и поведения офицеров. Все это в конечном счете приводит ко все большей прагматизации поступков и поведения носителя чести, на фоне постоянной трансформации правовой культуры личности офицера и усложнения механизмов ее формирования.
Как явление нравственной культуры офицерская честь характеризуется: возрастанием в ее содержательной компоненте духовных элементов; идеологическим вакуумом и повышением мифологизированности сознания современного офицера (в том числе усилением мифологизации самого феномена чести); конфликтом коллективной, корпоративной и индивидуалистической этик, приводящим к тому, что преобладающей в нравственном поведении носителя чести становится ситуативная этика. Наиболее характерными в этой сфере можно назвать трансформацию маркеров социальной престижности современного офицера из гуманитарной в прагматическую область, а также появление в структуре офицерской чести проявлений конфессиональной престижности.
Для офицерской чести как явления эстетической культуры характерны: тесная связь с отечественной ментальностью, возвышение и занижение эстетических оценок чести офицера в зависимости от социально-экономических условий существования статуса носителя чести; нарастание доли негативизма в изображении носителей чести в произведениях современного искусства; усиление влияния массовой культуры, когда искусство может быть использовано как манипулятор духовности, оказывать отрицательное, разлагающее воздействие на духовный мир носителя чести.
К динамическим характеристикам духовных параметров чести офицера современной Российской армии как формы социальной престижности можно отнести степень устойчивости (изменчивости) отдельных компонентов, сторон и элементов ее структуры. Так, наиболее устойчивыми в структуре офицерской чести являются духовно-нравственные элементы содержательной стороны первого компонента данного феномена. Наиболее изменчивыми выступают культурно-политические и правовые элементы. Так же более подвижными, чем прежде, являются критерии общественной оценки ратного труда офицера и деятельность общества по формированию достойных условий для выполнения ими функциональных обязанностей. Среди факторов, оказывающих самое мощное воздействие на динамику культурных параметров офицерской чести, можно назвать социально-экономический фактор, общественное мнение, деятельность средств массовой информации, электронных информационных сетей и искусство.
Среди экономических условий, способных создать благоприятные предпосылки для оптимизации чести российского офицера как формы социальной престижности, особое внимание уделено необходимости коренного улучшения жизненного уровня населения, а в их числе и представителей офицерского корпуса; государственной поддержки деятелей искусства, работающих в героико-патриотическом жанре, формирующих любовь к Родине, ее истории, традициям, нравственным ценностям.
В социокультурной области такими условиями могут явиться, прежде всего, достижение подлинной гласности, свободомыслия, плюрализма мнений и социальных позиций в вопросах социально-экономического, политического и духовного развития российского общества; высокий уровень развития социальной активности населения, в том числе и российского офицерства; утверждение подлинно гуманистических основ в развитии общества и реальное воплощение в жизнь принципа социальной справедливости.