Перспективным направлением являются социальные выплаты и поддержание их в оптимальном соотношении с денежными выплатами по труду и по способностям к труду. Особенно важны для них те виды выплат и льгот, которые крайне необходимы для поддержания способностей к труду работников и их всестороннего развития. Речь идет об образовательных услугах, поддержании здоровья, нормальных жилищных условиях. В силу различных условий, потребности в этих услугах у различных групп работников развиваются в неодинаковой степени (они имеют различные по составу семьи, у многих недостаточно развиты потребности в образовании, небрежное отношение к своему здоровью и т.д.), и расходы из семейных бюджетов на эти услуги могут ограничиваться. Несет потери не только сам работник, но и фирма.
Социально-психологические методы:
Опыт работы по управлению персоналом в ОАО АК СБ РФ "Ростовское отделение сберегательного банка 5221" показал, что роль социально-психологических методов постоянно возрастает. Это обусловлено тремя моментами: а) повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете их интересов, интересов коллективов, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности; б) развитием демократических начал в управлении; в) значительная часть коллективов банка является не только наемными работниками, но и акционерами банка, что вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов - методами социально-психологического воздействия. Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально - психологические факторы, которые сложились в коллективе.
Организационные методы:
В исследуемом банке выделяют следующие формы контроля: аттестация руководителей и специалистов; компьютерное тестирование; принятие работником личного творческого плана и отчет о его выполнении; самоконтроль; внутрибанковский аудит, задачами которого является оценка результатов работы подразделений и проверка качества профессиональной подготовки специалистов.
Документационное обеспечение системы Управления персоналом Сбербанка России осуществляется Приемной Банка, куда стекается документация, а затем рассылается по всем подразделением. Но прежде документация проверяется Отделом безопасности и защиты информации. Основными делопроизводственными функциями отдела по работе с персоналом являются:
учет личного состава предприятия;
материалы для привлечения к ответственности нарушителей трудовой дисциплины;
табельный учет;
документы по пенсионному страхованию и персонифицированный учет в системе Государственного пенсионного страхования;
хранение и выдача трудовых книжек, внесение в личные карточки и трудовые книжки соответствующих записей;
документация по увольнению работников в соответствии с ТК РФ;
приказы и поощрения для работников предприятия;
оформление и выдача работникам справок и других документов;
оформление личных дел вновь поступивших работников, учет и архив личных дел.
списки для оформления пропуска согласно инструкции.
Кроме данных документов отдел по работе с персоналом разрабатывает документы для внутреннего пользования:
правила внутреннего трудового распорядка;
должностные инструкции;
положения о подразделении.
Правовое обеспечение отдела по работе с персоналом осуществляет Юридический отдел, основными функциями которого являются проверка поступающей и исходящей документации в соответствии с действующим законодательством; информирование руководителей об изменениях в законодательстве; разработка нормативных документов в организации.
Трудовые отношения в организации между работником и работодателем осуществляются в соответствии с действующим законодательством, на основе Трудового кодекса, трудового договора и должностной инструкции.
Информационное обеспечение отдела по работе с персоналом обеспечивает Отдел безопасности и защиты информации. Источниками информации являются: экономические бюллетени, статистическая отчетность, справочно-правовые программы. Вся информация должна отвечать следующим требованиям: она должна быть комплексной, оперативной, системной и достоверной.
Численность ОАО АК СБ РФ "Ростовское отделение сберегательного банка 5221" на 31.12.2009 г. составляет 1284 человек, что на 19 человек отличается от штатной численности. Состав персонала ОАО АК СБ РФ "Ростовское отделение сберегательного банка 5221" представлен в таблице 2.2. Профессионально-квалификационная структура персонала ОАО АК СБ РФ "Ростовское отделение сберегательного банка 5221" приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.2 – Состав персонала ОАО АК СБ РФ "Ростовское отделение сберегательного банка 5221"
Показатели |
2007г. |
2008г. |
На 31 декабря 2009г. |
в % к итогу |
в % к итогу |
в % к итогу | |
Производственный персонал – всего, | |||
в том числе: |
100 |
100 |
100 |
- рабочие; |
10,8 |
7,3 |
6,5 |
- специалисты; |
73,8 |
74,2 |
70,8 |
- руководители |
15,4 |
18,5 |
22,7 |
Как видно из представленных данных, в численности производственного персонала ОАО АКБ "Сбербанк России" преобладает доля специалистов. Также за рассматриваемые три года произошел рост численности руководителей, на 31 декабря 2009 г. по сравнению с 2008 г. это увеличение составило 4,3%, что объясняется ростом предприятия, расширением его структуры, созданием дополнительных офисов в области.
Таблица 2.3 – Профессионально-квалификационная структура персонала ОАО АК СБ РФ "Ростовское отделение сберегательного банка 5221"
Показатели |
2007г. |
2008г. |
На 31 декабря 2009г. |
в % к итогу |
в % к итогу |
в % к итогу | |
Среднегодовая численность работников – всего, |
100 |
100 |
100 |
в том числе по образованию: | |||
- с высшим образованием; |
86,2 |
90,5 |
96 |
- из них с высшим профильным образованием; |
78,2 |
84,3 |
91,5 |
- со средним профессиональным; |
13,8 |
9,5 |
4 |
- без образования |
– |
– |
– |