Таблица 2. Основные типы командного поведения лидера
Выдвижение предложений и инициатив |
Предложение идей и способов действия, относящихся к выполняемой задаче |
«Функции привратника» |
«Открытие ворот» – стремление втянуть остальных в дискуссию; «закрытие ворот» – стремление к сдерживанию или прекращению общения других |
Диагностика |
Анализ недостатков или их причин в конкретной ситуации |
Поощрение |
Проявление дружеского расположения, отзывчивости к другим, поддержки вербальными и невербальными способами |
Поиск и передача |
Поиск и предоставление нужной информации |
Разрешение конфликтов |
Готовность признать конфликт и разобраться в нем |
Выдвижение предложений и инициатив |
Предложение идей и способов действия, относящихся к выполняемой задаче |
Оценивание |
Оценка достоинства предложений и их результативности |
Высказывание мнений |
Высказывание соответствующих суждений о вкладе каждого |
Обращение к чувствам |
Признание и понимание чувств людей |
Удовлетворение физических потребностей |
Удовлетворение потребностей в удобствах, помещении, отдыхе |
Принятие решений |
Участие в принятии решений по какому-либо предложению или способу действий |
Приведенная выше одним из авторов характеристика типов поведения лидера достаточно своеобразна, но дает четкое представление какими «способностями» должен обладать лидер.
Лидер команды, который выполняет все необходимые функции, – большая редкость. В реальной практике управления команды изменений одни лидеры будут увлечены целью и, естественно, сконцентрируют внимание на задаче, другие – склонны отдавать предпочтение командным взаимоотношениям. Лишь немногие люди умеют распределять свое внимание равномерно – и на решение задачи, и на создание хороших командных взаимоотношений. Однако ключевым моментом является обеспечение выполнения этих функций членами команды без непосредственного участия руководителя. Согласно классификации командных ролей, должен быть кто-то, выступающий в роли председателя, предоставляющий коллективисту право обеспечивать в команде типы поведения, ориентированные на личные взаимоотношения, а формировщику, исполнителю и доводчику – обеспечивать типы поведения, ориентированные на выполнение стратегических задач. Но и при условии выполнения всех этих функций вероятность разрушения команды остается. Дело в том, что людям свойственно привносить личные мотивы и скрытые намерения в групповую работу, а это может создавать трудности для командной работы. Трудно уловить разницу между типом поведения, ориентированным на поддержание командной работы, и эгоистическим типом поведения: исполнение одной и той же поведенческой функции, например, регулирование общения или исполнение «функции привратника», может быть направлено как на поддержание гармонии в команде, так и на удовлетворение личных интересов. Помимо организационных или командных типов поведения лидера, существует еще классификация, с помощью которой, по мнению специалистов, можно выявлять эгоистические типы поведения лидера.
Таблица 3. Эгоистические типы поведения
Тип поведения |
Характеристика поведения |
Атака-защита |
Агрессия или отрицание других, забота об укреплении собственных позиций |
Блокирование или создание трудностей |
Создание препятствий или трудностей на пути предложений или идей других, без выдвижения альтернативных предложений или разумных аргументов |
Отвлечение |
Способствование уходу дискуссии от вопросов, в которых позиция уязвима или слаба |
Навязывание одобрения или признания |
Стремление заставить других жалеть себя, тем самым, вынуждая их поддерживать лидера или активно навязывать одобрительное мнение о ценности его вклада в работу группы |
Устранение |
Отказ от участия в общей работе |
Набор очков |
Стремление «переиграть по очкам» других для укрепления собственного статуса |
Злоупотребление положением |
Монополизация дискуссии в группе, использование групповых процессов для удовлетворения личных управленческих и властных амбиций |
Принижение-растворение |
Заострение внимания на несущественных недостатках в предложениях или вкладе других с целью подрыва их позиций |
В случае, как и с командными типами поведения, в приведенной выше классификации четко проглядываются эгоистические типы поведения, которые могут присутствовать у лидера команды. Достаточно понять принципы поведения лидера, чтобы убедиться какое поведение движет лидером, эгоистическое или, наоборот – с «отдачей». К тому же, тип поведения лидера вплотную связан со стилем его управления, и во многом его определяет. Поэтому лидер с эгоистическими намерениями в составе команды изменений неприемлем. Он должен быть открытым, делать «для», а не «ради».
Подходы лидера к управлению командой стратегических изменений можно изобразить в виде шкалы, на одном конце которой «авторитарность», на противоположном – «участие». Склонный к авторитарности стиль лидерства может мешать поддержанию личных взаимоотношений в команде, однако ни один из этих стилей не может гарантировать успех в достижении целей команды. Приемлемость каждого стиля зависит от обстоятельств. Демократический подход может оказаться полезным, когда от команды надо получить максимум возможного. Лидер команды авторитарного типа указывает, что нужно делать, и при этом максимально использует свою власть, допуская лишь минимальное влияние на положение дел со стороны членов команды. Однако даже лидер с авторитарным стилем руководства может свести к нулю роль членов команды, так как, получив распоряжения, члены команды должны интерпретировать их и соответствующим образом отреагировать. В команде всегда существует допуск на определенную погрешность действий из-за ошибок или некорректности коммуникаций. Также и власть лидера никогда не может быть равной нулю, независимо от степени участия, допускаемой лидером.