Мотивация персонала осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях, каждый из которых имеет свои особенности.
На личностном уровне осуществляется долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная и сиюминутная мотивация каждого работника. Здесь действуют все три типа мотивации: привлечения, удержания и эффективного труда. В отношении одного работника мотивация может быть эффективной, а в отношении другого – неэффективной.
На групповом уровне осуществляется мотивация результативной и эффективной групповой работы. Мотивация групповой работы сводится к определению круга заданий, эффективное выполнение которых возможно групповым способом, и созданию оптимальных условий для группового взаимодействия.
На организационном уровне мотивация персонала осуществляется с помощью экономических и политических методов стимулирования, поддерживаемых всеми подсистемами управления. Важными факторами эффективной мотивации на организационном уровне являются имидж организации и репутация топ-менеджеров, а также ее адекватность стратегическим целям и изменяющейся оргсреде. Результативность мотивации определяется ее социальной оценкой и ожиданиями работников. Принципами организационной мотивации являются ответственность, управляемость и сбалансированность интересов всех категорий работников[2, с. 150-154].
3. Анализ факторов повышения эффективности управления ЗАО «ТИГРИС»
Эффективность функционирования компании в целом зависит от того, насколько рационально организована работа трудового коллектива, т.е. от того, насколько грамотно сформирована организационная структура управления и насколько она соответствует цели деятельности организации.
Таким образом, на предприятии присутствует линейно-функциональная организационная структура управления.
Данная организационная структураосновывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящие инстанция. Он также разрабатывает решения стратегического характера, затрагивающие политику организации. В его задачи входят разработка политики развития организации, выявление перспектив ее расширения. Помимо этого, руководитель осуществляет координирование деятельности своих подчиненных.
Прежде чем говорить о рациональности принятой на ЗАО «ТИГРИС» организационной структуры, необходимо выделить ее плюсы и минусы.
К преимуществам линейной структуры управления относятся: простота построения самой оргструктуры; четкая система взаимосвязей типа "начальник - подчиненный"; однозначное определение задач, компетенции, ответственности; жесткое руководство органами управления, дисциплина, единоначалие; быстрота реакции в ответ на прямые приказания; явно выраженная ответственность за принятые решения; оперативность и точность управленческих решений; высокая степень "прозрачности" деятельности всех структурных единиц.
Среди недостатков линейной организационной структуры можно выделить следующие: отсутствие гибкости, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту предприятия; концентрация власти на верхнем уровне управления; руководитель должен быть профессионалом в своем деле и разбираться во всех вопросах, что часто весьма затруднительно из-за их большого числа и различного характера; большая загрузка специалистов среднего уровня управления; отсутствие вспомогательных служб по планированию, подготовке решений.
Цель функционирования компании достигается посредством последовательного решения ряда задач, каждая из которых имеет свое функциональное содержание.
Составим таблицу функционального разделения труда в компании ЗАО «ТИГРИС».
Таблица 1 – Функциональное разделение труда в ЗАО «ТИГРИС»
№ п/п |
Наименование функций |
Исполнители | |||||||
Генеральный директор |
Коммерческий директор |
Гл. Бухгалтер |
Начальник отдела продаж |
Начальник производства |
Руководитель кадровой службы |
Менеджеры |
Рабочие (водители и др.) | ||
1. |
Прием заявок на оказание услуги, поставку мебели |
У |
У |
У |
И | ||||
2 |
Подбор необходимой мебели на производстве, производство мебели |
А |
К, Р |
П |
И | ||||
3. |
Оформление необходимых документов |
А |
У |
И | |||||
4. |
Консультирование клиентов по любым вопросам |
У,К |
И | ||||||
5. |
Продажа мебели |
А |
По |
Р,К |
И,Пе | ||||
6. |
Заключение договора о реализации мебели |
У |
Р,К |
И | |||||
7. |
Изучение мнений клиентов относительно качества оказанных услуг |
По |
К,Р |
И,А | |||||
8. |
Изучение спроса покупателей на реализуемые продукты |
По,В |
А | ||||||
9. |
Ведение адресной картотеки клиентов |
К |
К,По |
А |
Пе,И | ||||
10. |
Заключение и разработка договоров с партнерами и клиентами |
У,К,Р |
И |
А | |||||
11. |
Учет основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, затрат на производство и реализацию услуг, результатов хозяйственно-финансовой деятельности |
А |
Р |
И |
Пе |
Пе |
Пе | ||
12. |
Начисление и перечисление платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды |
К,Р |
А |
И | |||||
13. |
Осуществление расчетов с персоналом по оплате труда |
Р,К |
У |
И |
У |
У |
У | ||
14. |
Подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности |
Р,К |
У |
И | |||||
15. |
Обеспечение своевременного представления бухгалтерской и иной отчетности в надзорные инстанции |
Р,К |
У |
И | |||||
16. |
Осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью компании |
И,В |
Пе |
Пе |
Пе |
Пе |
Пе |
Пе |
Пе |
17. |
Обеспечение соблюдения законности в деятельности организации |
К |
У |
У |
У |
И | |||
18. |
Составление стратегических и текущих планов развития фирмы |
И,В |
У |
У |
У |
У |
У |
У | |
19. |
Обеспечение выполнения фирмой всех обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, заказчиками, банками, а также хозяйственных и трудовых договоров |
Р,К |
У,И |
У |
У |
У |
У |
У | |
20. |
Обеспечение фирмы всеми необходимыми материально-техническими условиями деятельности |
О |
Пе |
Пе |
Пе |
Пе |
Пе |
Пе |
Пе |
21. |
Организация рекламы |
О,Р,К,А |
У |
П,С | |||||
22. |
Принятие мер по обеспечению фирмы квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных, благоприятных для жизни и здоровья условий труда |
А |
И | ||||||
23. |
Принятие управленческих решений по вопросам деятельности организации |
А |
О,Р,В |
У |
У |
У |
У |
У | |
24. |
Производство мебели |
По |
А,Пе |
По |
У,Р,О |
И | |||
25. |
Доставка мебели до клиента |
По |
А,Пе |
По |
У,Р,О |
И |