- отношения с конкурентами – акцентирование на качестве и цене собственной продукции/ услуг;
- собственник получит повышение рентабельности предприятия, рост выручки, а соответственно прибыли;
- менеджеры получат расширение рынков сбыта, развитие предприятия, возможность собственного профессионального роста, при замене оборудования на новое – повышение безопасности производства и увеличение выпуска продукции, снижение затрат на производство;
- персонал получит более высокую заработную плату, безопасные условия труда, повышение престижности профессии.
- общество в целом может получить вполне конкурентоспособное предприятие, оказывающие услуги как в сфере организации отдыха, так и оздоровительные услуги, с перспективой выхода на областной, российский и зарубежный рынок.
- у государства появится новый вполне платежеспособный товаропроизводитель, обеспечивающий занятость.
Лозунговый вариант миссии – «Лучший отдых для Вас и Ваших семей». Разработка общекорпоративных целей (рис. 5). Приоритеты и цели предприятия должны учитывать интересы не только высшего руководства, но и персонала в целом – более того, эти приоритеты должны восприниматься персоналом, как и личные приоритеты.
Стабильное развитие предприятия | |||||||||||
Рыночные цели |
Производственные цели |
Организационные | |||||||||
Разработка фирменного стиля |
Проведение рекламных компаний |
Внедрение новых (оздоровительных) услуг |
Организация досуга молодежи и детей |
Рост объема производства и реализации продукции/услуг на 30-40% |
Повышение рентабельности продукции 5-7% |
Инвестирование средств в акции высокодоходных предприятий |
Долгосрочные финансовые вложения в строительство новых корпусов |
Развитие собственной розничной сети (открытие до 5 новых точек) |
Подготовка новых кадров, договор с Лицеем 39 |
Контроль и анализ ФСП, оборачиваемости активов |
Проведение регулярных маркетинговых исследований |
Рисунок 5 - Дерево целей ООО «Отрада»
Рыночные цели являются краткосрочными и должны быть реализованы в течение 1 года. Производственные цели, связанные с ростом показателей хозяйственно-экономической деятельности также являются краткосрочными, развитие собственной розничной торговой сети – среднесрочная, цели, связанные с инвестированием и строительством жилья – долгосрочные. Организационные цели – среднесрочные.
Разработка маркетинговой стратегии ООО «Отрада».
Под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели предприятия, решаются стоящие перед ним проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Стратегия представляет собой совокупность управленческих решений, отражающих реакцию организации на внешние и внутренние условия. В стратегию входят следующие элементы: система целей (миссия, общеорганизационные и специфические цели); приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов; правила осуществления управленческих действий; представление о деятельности конкурентов; внутренние и внешние ограничения; курс и программа действий; ситуационные стратегии и финансовый план.
Условно организационные стратегии могут быть разделены на две группы – стратегии функционирования и стратегии развития. Стратегии функционирования отражают поведение организации на рынке в связи с реализацией выпускаемых ею товаров и услуг. Если стратегия функционирования в первую очередь связана с текущей деятельностью организации на рынке, то стратегия развития в качестве объекта имеет ее потенциал и конкурентные преимущества.
Определим количество стратегических зон хозяйствования по формуле:
NСЗХ = Mпотребн. Kтехнол. Lтипклиен. Sгеографпотреб.
где NСЗХ - количество стратегических зон хозяйствования;
Mпотребн. - количество потребностей;
Kтехнол. – количество технологий;
Lтипклиен. – количество типов клиентов;
Sгеографпотреб. – количество географических рынков.
В случае ООО «Отрада»: NСЗХ = 1223 = 12
Mпотребн. = 1 – стабильный рост и развитие предприятия;
Kтехнол. = 2 типа технологии производства;
Lтипклиен. – 2 типа клиентов (физические юридические лица);
Sгеографпотреб. – 3 географических рынка (город, область, регион).
Выбор эталонной и конкурентной маркетинговой стратегии осуществляется путем анализа ресурсов, рисков и времени (табл. 1).
Таблица 1 - Выбор стратегической альтернативы
Стратегическая альтернатива |
Условия применения |
Ограниченный рост или стабильное развитие |
Применяется при условии стабильной технологии и удовлетворенности организацией своим положением. Следовательно ставится задача поддержать свои конкурентные преимущества. |
Рост |
Используется при условии высокой динамики развития и быстро изменяющихся технологий |
Сокращение |
Характерно для организаций, в которых цели устанавливаются «ниже достигнутого», в случае, если ключевые показатели имеют тенденцию к снижению. |
Сочетание |
Характерна для многоотраслевых компаний |
Данные таблицы 1 еще раз подтверждают правильность выводов исследования ООО «Отрада» и выбранной цели деятельности предприятия - «стабильное развитие». Конкурентная стратегия по каждому бизнесу выбирается с помощью матрицы Портера. Самая большая стратегическая ошибка, как считает М. Портер, состоит в желании гнаться за всеми зайцами, т.е. использовать все конкурентные стратегии одновременно. Приведем характеристику основных конкурентных стратегий (таблица 2) и сведем выбранные стратегии для ООО «Отрада» в таблицу 3.