- фактическим основанием для него является заслуга, деяние,
- положительно оцениваемые субъектом власти;
- связано с оценкой уже совершенных деяний;
- персонифицировано, применяется в отношении отдельных
- индивидуальных или коллективных субъектов;
- состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;
- косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его.
Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребности в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются.
Основные принципы поощрительной деятельности: обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие — вытекают из общих принципов функционирования публичной исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования. Гласность поощрительной деятельности важна и для того, кто отличился, и для окружающих. Она повышает авторитет поощренного, улучшает отношение к нему окружающих, положительно влияет на многих из тех, кто узнал, кого и за что поощрили.
Виды правовых поощрений устанавливаются законами, указами президентов, актами органов исполнительной власти, администрации государственных и негосударственных организаций.
Как метод осуществления управленческих действий поощрение представляет систему способов стимулирующего воздействия. Стимулирование хороших дел органично связано с позитивной административной деятельностью. Разнообразие славных дел очень велико, а значит, и средства их поощрения должны быть многочисленны и разнообразны. Все средства позитивного стимулирования по способу их воздействия на поощряемых можно поделить на:
моральные;
материальные;
смешанные;
статутные.
Самые распространенные материальные поощрения — премии и ценный подарок. Существует огромное разнообразие премий (в том числе государственные, правительственные, губернаторские, производственные). А ценным подарком может быть почти любой предмет, имеющий ценность. В вузах и в иных учебных заведениях, например, студентам, учащимся повышаются размеры стипендий, сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие-офицеры награждаются именными оружием и т. д.
Меры поощрения могут быть одновременно и моральными, и материальными. Такой смешанный характер воздействия имеет, например, досрочное присвоение очередного звания или присвоение звания на одну ступень выше, чем предусмотрено по занимаемой должности. Помимо морального такая мера имеет и материальный эффект — увеличение размера получаемого оклада. Говоря о смешанном характере воздействия, нужно учитывать, что кроме чисто морального и материального поощрения в связи с этим приобретаются еще и дополнительные права, льготы и др. При строгом подходе статутные средства поощрения можно считать смешанными. Но их основная особенность в том, что они изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в заслуженного артиста (строителя, агронома, учителя, тренера, геолога и т. д.), почетного гражданина города, лауреата Государственной премии. А это влечет долговременные моральные и материальные последствия, получение разных льгот.
Применяются статутные меры в основном к гражданам. Но когда они используются в отношении организаций, статус последних тоже изменяется. Например, если театр стал академическим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведём итог рассмотрения в работе вопроса о методах управленческой деятельности. Проведенное исследование, на наш взгляд, полно и четко отображает рассматриваемый вопрос, является очень важными и приоритетным, как для человека, в частности , так и для общества, государства в целом. В свою очередь государственные чиновники и должностные лица за другими направлениями своей деятельности, порой не уделяют должного внимания правам и свободам человека в государстве, а зачастую и просто игнорируют их. Поэтому каждому человеку необходимо быть пусть не профессионалом в этой области, но хотя бы знать общие положения, а также свои обязанности, дабы соблюдать их. Понятие методов управленческих действий, является отправной точкой и является основой этих знаний.
Считаем, что данный вопрос рассмотрен в полном объеме и достигнуты, поставленные в начале исследования цели. Данную работу можно применить при изучении дисциплины административное право и подготовке к экзамену.
[1] Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы // ГиП. 1998. № 8. С. 18
[2] Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы // ГиП. 1998. № 8. С. 18
[3] Административное право: Учебник / Под ред.Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 1999. С. 282-286; Бахрах Д. Н., Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. С. 86; Коренев А. П. Административное право России. С. 160—161.
[4] Бахрах Д. Н., Казанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. С. 4.
[5] Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. Доп. – Саратов ГОУ ВПО «СГАП», 2003.
[6] Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 1998. С. 229
[7] Коренев А. П. Административное право России. С. 163
[8] Ноздрачев Л. Ф. Содержание института административно-правового регулирования экономических отношений: Институты административного права (третьи Лазаревские чтения) // ГиП.
1999. № 10. С. 15.
[9] Ноздрачев А. Ф. Указ. соч. С. 15.
[10] Малъко А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.,
1997. С. 17.