Административные и экономические методы, имея различное назначение и содержание, на практике, как правило, взаимосвязаны и обладают общими чертами: 1) управленческое содержание; 2) субъекты применения; 3) объекты управляющего воздействия; 4) необходимость достижения целей и решения задач управления; 5) форма осуществления управляющего воздействия (принятие административного акта или правового акта управления). Вместе с тем в различных отраслях и сферах государственного управления обнаруживается преобладающее использование тех или иных методов управления. Например, в сфере организации и функционирования органов государственной безопасности или органов внутренних дел преобладает применение административных методов; в области образования, науки, здравоохранения наряду с прямым административным воздействием большое значение имеют экономические методы; в области управления промышленностью также большую роль играют экономические методы, хотя не исключаются методы административного регулирующего воздействия.
Административные и экономические методы образуют соответствующие системы способов и приемов управляющего воздействия. К числу традиционно используемых методов управления относятся следующие:
регулирование управленческой деятельности; установление соответствующих положений, действующих в системе государственного управления; принятие решения о необходимости внедрения в процесс управления новых управленческих технологий и инструментов; установление запретов, правоограничений и обязанностей в совершении тех или иных действий или принятии соответствующих решений; устное или письменное распоряжение о необходимости выполнения конкретного задания; управление объектами государственной собственности; осуществление разрешительной, регистрационной деятельности и деятельности по лицензированию;
принятие решения об образовании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных соответствующим органам государственного управления;
бюджетная финансовая поддержка отдельных отраслей, производств, предприятий; осуществление антимонопольной деятельности;
установление стандартов, правового режима осуществления сертификационной деятельности, государственной статистики; принятие решения об удовлетворении требований субъектов публичного управления;
принятие решения о реорганизации системы и структуры органов исполнительной власти; формирование управленческого персонала и принятие мер по обеспечению эффективности его деятельности (назначение
на должность, проведение аттестации, повышение по службе, присвоение нового квалификационного разряда (классного чина), направление на повышение квалификации, освобождение от должности); приостановление или отмена правовых актов управления; принятие решения о необходимости заключения публично-правовых договоров (административных договоров);
размещение государственного заказа; государственная регистрация (уставов муниципальных образований, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти); установление процессуальных положений и процедур для осуществления регулирующей управленческой деятельности, а
также для разрешения возникающих в сфере управления споров и иных управленческих дел; осуществление контрольной и надзорной деятельности;
осуществление административной юрисдикции; осуществление нормотворческой деятельности; применение мер административного принуждения; проведение поощрительных и иных стимулирующих мероприятий; применение мер материальной ответственности.
Сущность названных методов властного воздействия отражают лозунги: «Делай как приказано» и «Делай как лучше».
Для первых характерны следующие признаки:
а) прямое воздействие на волю;
б) директивность, приказной характер;
в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют их исполнителям возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;
г) широкое использование ведомственных, а также правительственных актов и сужение роли законов;
д) наличие большого административного аппарата, контролирующего выполнение команд и применяющего принудительные меры за их нарушение;
е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, за лояльность;
ж) широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него невозможно обойтись (в армии, на транспорте, например). Но возможность получить быстрый тактический успех, а также недоверие к подвластным, вера во всемогущество приказа, директивы — важная причина
необоснованно широкого администрирования. Продразверстка, тотальное планирование хозяйственной деятельности, единые для всех вузов страны учебные планы и многие другие факты из нашей истории подтверждают это.
Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
а) руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через сознание, эмоции, интересы, потребности, исполнителей;
б) акты власти управомочивают на определенные действия;
в) у подвластных существует возможность выбора одного из нескольких или даже многих вариантов поведения;
г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий механизм стимулирования (получение прибыли, льгот и т. п.);
д) наличие развитого механизма решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.
Использование косвенных методов не сразу приводит к желаемому результату, но развивает активность исполнителей, и поэтому полученные результаты достаточно прочны. Хорошее взаимодействие верхов и низов со временем обеспечивает устойчивость и развитие системы, достижение стратегических успехов.
С учетом обстановки, отрасли деятельности, материальных возможностей, кадрового и технического потенциала необходимо разумно использовать прямое и косвенное воздействие на граждан и организации, рационально сочетать эти методы. Государство может направлять на непрестижную работу, призывать на военную службу, распределять выпускников профессиональных учебных заведений, но, решая эти же проблемы, может и заинтересовать их служить, выполнять нужную стране работу оплатой труда, различными льготами.
В литературе много внимания уделено соотношению административных и экономических методов. Но это лишь разновидность, частный случай прямого и косвенного воздействия на социальные процессы. Экономические методы состоят в воздействии на материальные интересы. В воинском деле, науке, образовании и даже в сфере экономики администрация воздействует не только на материальные, но иные интересы (повышение престижа работы, ее творческого содержания, улучшение условий жизнедеятельности и др.).
Косвенное воздействие включает в качестве важного элемента материальное стимулирование, но не сводится к нему, предполагает использование разнообразных материально-психологических стимулов.