Приоритетной задачей для УЧР в данном подходе становится согласование интересов руководства и работников в корпоративной культуре партиципативного типа, где сотрудники работают как одна команда.
«Гибкий» подход характеризуется отношением к работникам как ценному капиталу - источнику конкурентного преимущества, формируемого за счет приверженности, гибкости, высокой квалификации и производительности труда[2].
«Жесткий» подход в «УЧР» исходит из того, что если организация инвестирует в кадры (совершенствует технологии отбора персонала, систематически организует его обучение и реализует программы карьерного роста, хорошо платит и заботится о нем), то она вправе требовать от своих работников лояльности и ответственного отношения к работе.
Активная кадровая политика обеспечивается высшим руководством и нацелена на удовлетворение потребностей организации в лояльном, устойчиво функционирующем и удовлетворенном своим положением персоналом. Такая кадровая политика является основой для реализации успешной, конкурентоспособной стратегии и строится, в отличие от традиционных методов управления персоналом, не на подчинении работников воле работодателя (менеджера), а на взаимном учете интересов сторон и их взаимной ответственности.
«Гибкий» подход в управлении человеческими ресурсами представляет собой известный компромисс между двумя моделями современного персонал-менеджмента – «Управлением персоналом» и «Управлением человеческими ресурсами». Превращение работников в собственников предприятия переводит отношения «работодатель - наемный работник» на новый уровень взаимной ответственности. Благодаря этому удовлетворение многих потребностей работников становится целью кадровой политики, а не средством к достижению других целей.
В свою очередь взаимная ответственность сторон обеспечивает растущую эффективность деятельности организации. Высокий уровень участия работников в проектировании рабочих мест и управлении качеством условий труда, выпускаемой продукции и (или) предоставляемых услуг - все это создает атмосферу сотрудничества на предприятии.
Итак, можно говорить об определенном синтезе на базе четкой ориентации в управлении человеческими ресурсами традиционных (безусловно, модернизированных) и методов управления персоналом инновационных технологий «УЧР». Однако, критический анализ применения модели управления человеческими ресурсами демонстрирует известный разрыв между идеологическими установками и их практической реализацией:
- несогласованность межу ориентацией трудовых отношений на индивидуальностей из числа суперпрофессионалов (принцип индивидуализма) и ориентацией на высокий уровень командной работы (принцип коллективизма);
- потенциальное противоречие между развитием сильной корпоративной культуры и способностью работников идентифицируясь с организацией развивать и адаптивно реализовать свои профессионально-творческие способности;
- опасения по поводу моральной стороны формирования приверженности работников выполнению требований организации. Манипулятивность некоторых идей УЧР и соблазн для менеджеров использовать методы управления культурой как формы изощренного контроля работников для их скрытой эксплуатации и достижения своих целей.
К настоящему времени наиболее функциональными направлениями деятельности в модели УЧР являются:
- Организационное развитие – разработка и реализация программ, повышающих способность работников гибко реагировать на изменения.
- Улучшение качества коллективных и индивидуальных трудовых отношений на основе ценностей вовлеченности, приверженности, непрерывности обучения и развития, открытости внутриорганизационной коммуникации.
- Обеспечение организации человеческими ресурсами, соответствующими потребностям ее развития.
- Управление эффективностью труда на основе оценки труда и оценки кадрового потенциала, определения и удовлетворения потребностей в обучении.
- Развитие способностей работников для карьерного роста и повышения конкурентоспособности на рынке труда.
- Управление системами материальных и нематериальных вознаграждений: системами оплаты труда, премирования, предоставления социальных благ, расширения ответственности и полномочий.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тест 1. Что является предметом исследований управления персоналом?
А. Трудовая деятельность и трудовые взаимоотношения людей.
Б. Действующий персонал предприятия.
В. Деятельность субъектов кадровых отношений.
Г. Потенциальные работники.
Ответ: А
Тест 2. Совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда называется
А. Трудовым потенциалом работника.
Б. Квалификацией работника.
В. Компетенцией работника.
Ответ: А
Тест 3. Повышению эффективности трудовой отдачи работника способствуют:
А. Оптимизация расстановки персонала.
Б. Оценка кадров.
В. Развитие персонала.
Г. Поддержание нормального климата в коллективе.
Д. Создание нормальных условий труда.
Е. Совершенствование организации труда.
Ж. Организация оплаты труда.
Ответ: А, В, Г, Е.
Тест 4. Предлагаемая организацией последовательность различных ступеней, которые сотрудник потенциально может пройти, - это
А. Развитие карьеры.
Б. Должностной рост.
В. Служебно-профессиональное продвижение.
Ответ: А
ЗАДАЧА
Численность работников на начало года составила 1150 чел. В течение года принято 110 чел., выбыло по собственному желанию 46 чел., за прогул – 12 чел., уволилось по прочим причинам 65 чел. Определить коэффициенты оборота по приему, выбытию, текучести кадров.
Решение:
Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
- коэффициент оборота по приему персонала (КПР):
КПР=; (1)
- коэффициент оборота по выбытию (КВ):
КВ=; (2)
- коэффициент текучести кадров (КТК):
КТК=; (3)
- коэффициент постоянства состава персонала предприятия (КПС):
КПС=; (4)
Таблица 1 - Исходные данные по движению персонала предприятия за год
Показатели |
год |
Количество работников на начало года |
1150 |
Количество принятых на работу за год |
110 |
Количество уволившихся работников за год, в т.ч.: |
123 |
- по собственному желанию |
46 |
- за нарушения трудовой дисциплины |
12 |
- прочие причины |
65 |
Количество работников на конец года |
1137 |
Среднесписочная численность работников за год[3] |
1144 |