рефераты по менеджменту

Управление человеческими ресурсами

Страница
3

- применяется практика делегирования полномочий подчиненным;

- функционирует разветвленная система организационной коммуникации, обеспечивающая двух- и многосторонние вертикальные, горизонтальные и диагональные связи внутри организации.

Возрастание значимости стратегического аспекта в деятельности по управлению персоналом является закономерным следствием эволюции представлений о социальной составляющей организационного развития, получившей выражение в концептуальных обоснованиях модели «УЧР».

Выделяют следующие принципиальные вехи в развитии концепции «УЧР», приведенные в таблице 2. осмысление указанных позиций преобразования деятельности по управлению персоналом получило осмысление благодаря формированию концепции управления человеческими ресурсами как формы организации профессионального управленческого мышления.

Таблица 2 – Тенденции трансформации функций управления персоналом

Период/Роль менеджера

Основной объект управления

Доминирующие потребности занятых

Ведущие функции персонал-менеджмента

До 1900 «Попечитель работников»

Технология производства

Интересы занятых практически не учитывались

Дисциплинарные системы

1900 – 1930 «Попечитель работников»

Безопасность и благополучие «работников»

Безопасные условия труда и создание удовлетворительных предпосылок для работы

Программы безопасности, организации труда и т.п.

Задачи повышения эффективности труда

Повышение заработков на основе более высокой производительности труда

Обучение, стимулирование высокой производительности

Индивидуальные особенности работников

Учет индивидуальных особенностей при проектировании работ

Тестирование, опросы, учет мнений работников при проектировании работ

1930 – 1970 «Специалист по трудовым договорам»

Профсоюзы, социальное партнерство

Сглаживание глубоких противоречий между работниками и работодателями

Программы взаимодействия и сотрудничества на производстве

Экономические гарантии и социальная поддержка

Гарантия экономической и социальной безопасности

Программы пенсионного обеспечения. Охрана здоровья и т.п.

«Человеческие отношения» в коллективах

Возможность проявления инициативы, развитие самодисциплины и коллективной ответственности

Программы подготовки управленческих кадров с учетом изменения их роли на производстве

Сотрудничество, развитие и углубление партнерства

Расширение участия в обсуждении и принятии управленческих решений

Отработка процедур совместного участия в управлении, разделении ответственности

1970-1990 «Архитектор кадрового потенциала»

Инновационные технологии и профессионализация трудовой деятельности персонала

Обогащение содержания труда, профессиональный и карьерный рост

Чередование работ, объединение задач и функций, коллективные формы организации труда

Контрактация индивидуальной ответственности

Автоматизация анализа и учета кадровой информации

Транспрофессионали-зация кадров

Согласование интересов работников и целей организации

Перераспределение кадрового состава, переподготовка, содействие в поисках работы, становление командного менеджмента

С 1990 –

«Архитектор кадрового потенциала»

Дефицит квалифицированных, ответственных и лояльных кадров, охота за «головами». Команды профессионалов

Участие в доходах и прибылях, участие в управлении

Стратегическое планирование человеческих ресурсов и Бюджетирование расходов на персонал, интенсификация работ, гибкие графики работы, формы вознаграждений, участие в доходах. Развитие корпоративных ценностей и коллегиальных форм управления

Отличительными особенностями нынешнего периода являются усиление стратегического аспекта в управлении человеческими ресурсами, признание экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением кадров, обучением и развитием работников – ключевого ресурса производства. Однако управление человеческими ресурсами нельзя однозначно относить к числу унитарных подходов, проповедующих единство интересов всех работников корпорации.

В этом направлении персонал-менеджмента за его более чем сорокалетнюю историю можно выделить две относительно самостоятельные ориентации:

«Жесткий» подход в «УЧР» характеризуется высокой степенью адаптируемости организации к конкурентной среде и обеспечивается гибкостью форм контрактации персонала, интенсификацией труда высококвалифицированных работников и участием работников в распределении прибылей. Превалирует количественный, измерительный аспект управления людьми как объектом - человеческим капиталом, который при необходимых инвестициях в его развитие может обеспечивать желаемый доход и создание конкурентных преимуществ организации.

Данный подход сфокусирован на удовлетворении интересов руководства и сильной корпоративной культуре, подкрепленной процессами обучения и управления эффективностью труда.

«Жесткий» подход в «УЧР» предполагает «тесную интеграцию кадровой политики с организационной стратегией, ориентированной на использование человеческих ресурсов таким же рациональным способом, каким производится управление любыми другими ресурсами из которых организация стремится извлечь максимальную прибыль».

«Гибкий» подход в «УЧР» характеризуется делегированием ответственности за создание конкурентных преимуществ организации самим работникам. Их вовлеченность в общие дела достигается за счет таких факторов, как эффективная организационная коммуникация, высокая мотивация участия и гибкое лидерство в командных формах взаимодействия. Подход основан на мотивационном аспекте управления людьми, как средствами создания конкурентных преимуществ организации, за счет высокой приверженности работе, лояльности, адаптивности и качества труда.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту