Применение методов в комплексе исключает просчеты, позволяет взглянуть на систему управления персоналом со всех сторон, при этом достигается максимальный эффект[5].
2. Анализ и оценка существующей системы управления персоналом на примере МУП-совхоз «Лухский»
МУП-совхоз «Лухский» находится в южной части Лухского района Ивановской области. Расстояние от центральной усадьбы д. Сорокино, до районного центра п. Лух – 3,5 км., до областного центра г. Иваново – 96 км.
Климат района умеренно-континентальный, с умеренно тёплым и влажным летом, умеренно холодной зимой и ясно выраженными сезонами весны и осени.
Преобладающими являются средне- и легкосуглинистые почвы на валунных суглинках, супесях, и песках, местами прикрытых маломощными пылевыми суглинками. Почвы бедны калием и фосфором.
Рельеф территории – спокойный, сглажено-волнистый с микропонижениями разной глубины и формы. Микропонижения местами занимают значительную площадь, на которой вода задерживается до 15 июня, а иногда – на все лето. Это затрудняет своевременную обработку почвы. Ввиду незначительно уклона местности и тяжелого механического состава грунта, естественный дренаж почвы отсутствует, чем объясняется наличие сильного заболачивания местности.
МУП-совхоз «Лухский» с 2004 года считается убыточным хозяйством. Хозяйство получает денежные средства на поддержку программ и мероприятий по развитию животноводства. Хозяйство стоит на третьем месте по району по поголовью и продуктивности КРС, а также на третьем месте по возделыванию яровых зерновых.
В настоящее время в совхозе работает 50 человек. За хозяйством закреплено 4062 га сельхозугодий, из них пашни – 2856 га.
На 1. 01. 2009 года имеется КРС – 281 голова, в том числе коров – 160 голов, что составляет на 100 га сельхозугодий 7 голов.
За 2008 год произведено зерна 8594 ц, молока 5248 ц, мяса 30 ц. За 2007 год произведено 7471ц зерна, молока 5157 ц, 33 ц мяса.
Для своего развития хозяйство реализует 4805 ц молока, 30 ц мяса, 4191 ц зерна. За 12 месяцев 2008 года хозяйство получило выручку от реализации продукции и услуг в сумме – 6796 тыс. руб., себестоимость проданной продукции составила 8247 тыс. руб., поэтому прибыль за 12 месяцев составила -679 тыс. рублей.
Специалисты утверждают, что какими бы различными ни были организации, все они имеют ряд общих черт:
Создаются с одной главной целью – обеспечить координацию коллективных усилий, направленных на решение определенных задач. Все они должны ставить себе стратегические и тактические цели и периодически обновлять их. Они должны следить за тем, чтобы все члены организации вносили вклад в достижение общей цели.
Методологическую основу изучения организации составляют системный и ситуационный подходы. С позиции системного подхода организацию, возможно, рассмотреть как открытую систему, характерные черты которой обусловлены взаимодействием ее элементов (внутренняя среда) и неразрывно связаны с внешним окружением прямого и косвенного воздействия. Внутреннюю среду организации составляют ее структура, культура, ресурсы. Внешней средой прямого воздействия являются поставщики, потребители, конкуренты, правительственные органы. Внешняя среда косвенного воздействия это политика, экономика, право, социально-культурные факторы, физико-географические условия.
Для определения стратегии поведения организации и выполнения ее в деятельности, руководство должно иметь полное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях, так и о внешней, тенденциях ее развития и расположении, которое занимает в ней эта организация.
Внешняя среда является источником, поставляющим ресурсы в организацию, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Анализ факторов внешней среды организации. Внешняя среда представляет собой совокупность факторов прямого воздействия (поставщики, потребители, трудовые ресурсы, конкуренты) и косвенного воздействия (экономика, технология, социально-политические факторы).
Проведеманализ факторов внешней среды, воздействующих на МУП-совхоз «Лухский» (таблица 6).
Таблица 6. Факторы внешней среды
Факторы |
Характеристика |
Социальный |
Этот фактор очень важен, так как он оказывает влияние на другие составляющие внешней среды и на внутреннюю среду организации. К социологическим факторам относятся: рождаемость, средний возраст населения, возрастно-половая характеристика населения и др. Основное влияние на развитие деятельности оказывают следующие явления: – рост населения; – демографическая структура общества; – уровень образования; – возрастно-половая характеристика. |
Экономический |
Этот фактор оказывает непосредственное влияние на развитие организации, так как позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Экономические процессы, протекающие на всем протяжении существования организации, безусловно повлияли на ее функционирование. Нестабильность экономики, влияние таких факторов как инфляция, уровень цен, безработица, непосредственно отразились на деятельности предприятия. |
Технологический |
Этот фактор прямо или косвенно влияет на работу предприятия. Новинки в области технологии, в частности персональный компьютер, улучшают, делают работу более удобной. В МУП-совхоз «Лухский» имеется один компьютер. Бухгалтерские документы частично оформляются с помощью компьютера. |
Политический |
Эти факторы необходимо изучать для ясного представления о том, что органы власти предполагают предпринять в отношении развития сельского хозяйства. Инфляционное ожидание, возможная смена политической власти, появление новых законов влияют на спрос и предложение, и, соответственно на цены реализуемой продукции. Поэтому руководитель должен немедленно реагировать на любое изменение, во избежание нежелательных последствий. Такие составляющие политического фактора как налогообложение доходов организации, установление налоговых льгот, контроль цен имеют важное значение для руководства. |
Потребители |
Полное и качественное удовлетворение спроса потребителей – цель деятельности любого предприятия. Именно потребитель диктует, какие товары или услуги ему необходимы и по какой цене. Можно сказать, что МУП-совхоз «Лухский» занимает достаточно выгодное месторасположение, так как в находится в непосредственной близости с рынками сбыта своей продукции. |
Поставщики |
Те виды кормов, семян и удобрений, которые необходимы для осуществления своей деятельности, хозяйство приобретает у поставщиков. Поступления ресурсов должны быть равномерными, иначе неудовлетворенный спрос приводит к упущенный прибыли и потерям. Поставщики, в основном, постоянные, предоставляющие максимальные скидки: ООО «ЗУО». |
Конкуренты |
Это организации, с которыми сельскохозяйственные приходится бороться за покупателей, чтобы обеспечить свое существование. Изучение конкурентов является важным для руководства предприятием и направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, для дальнейшего построения своей стратегии. Основные конкуренты – ООО «СХП «Красный Октябрь», СПК «Добрица», ООО «СХП «Заречный», ООО «СХП «Вишневский», МУП «Совхоз «Тимирязевский», МУП «Совхоз «Порздневский», ЗАО «Колос», которые занимаются тем же видом деятельности и расположены в непосредственной близости с МУП-совхоз «Лухский». |