Среди наиболее типичных форм и принципов оплаты труда и материального стимулирования можно назвать:
- увеличение доли нестабильных элементов заработной платы (премии, бонусы и т.п.) и используемых в качестве поощрения за экономию сырья и материалов, прирост производительности труда и улучшение качества продукции;
- применение так называемой аналитической системы оценки трудового вклада, где дифференцированно в баллах (это очень распространено на Западе) оцениваются многочисленные факторы процесса труда: квалификация работника, объем работы, ее качество, финансовые результаты деятельности компании. Для оценки результатов труда административно-управленческого и инженерно-технического персонала в западных компаниях широко применяется метод, основанный на достижении поставленных целей. Этот метод включает четыре основных этапа: установление перечня главных обязанностей работника на установленный срок; определение сферы ответственности применительно к каждой функциональной обязанности; установление единиц измерения по каждой категории ответственности, например, % доля и т.п.; установление индивидуальных «стандартов исполнения», которые соотносятся с расчетными стандартами. (На наш взгляд достаточно интересная система; ее можно широко использовать в наших компаниях);
- использование системы тарифных ставок, которые стимулируют рабочих к достижению высоких конечных результатов, прежде всего, по параметрам качества, а также к овладению смежными и иными профессиями, например, профессиями по ремонту оборудования;
- существование значительной дифференциации в заработной плате, которая отражает индивидуальные различия в результатах труда, а также в уровне квалификации и опыте работников.
Мы считаем, что необходимо еще шире пропагандировать в большем масштабе поддерживать теорию «качества трудовой жизни», «обогащение» и «гуманизации труда», «соучастия», которые декларируют, прежде всего, тезис о социальной и производственной активности работника, важности фактора содержания труда для полного раскрытия человека в производстве. Очень важны для любой организации укрепление социальных взаимосвязей в коллективе, оптимальное вовлечение работников во все этапы производственного процесса, создание возможностей для повышения квалификации и служебного роста, атмосферы причастности каждого работника к общим целям организации.
Проанализировав ситуацию в «USKO - International», мы можем утверждать, что идет, хоть и постепенный, процесс перехода от жесткой модели управления трудом, модели контроля к модели соучастия, основанной на современных концепциях мотивации – качества трудовой жизни, обогащения и гуманизации труда.
Таблица 2
Показатели |
Годы |
Откло- нение (+, -) |
1999 в % к 1998 | |
1998 |
1999 | |||
1.Численность 2.Фонд зарплаты - всего в том числе: - руководство - специалисты - технический персонал 3.Средняя зарплата: - руководство - специалисты - технический персонал |
56 952500 345000 463800 143700 8800 7500 5500 |
52 871000 290600 374000 206400 8600 7800 5300 |
-4 -81500 -54400 -89800 +62700 -200 +300 -200 |
92,8 91,4 84,2 80,6 143,6 97,7 104,0 96,3 |
2.1. Подходы к организации работ по управлению персоналом.
Социальная система управления, существующая в «USKO – International» призвана обеспечить эффективную работу технической системы. Она включает:
- подбор и продвижение кадров;
- обеспечение распределения ответственности в ходе принятия решений;
- эффективную систему оплаты труда и премирования;
- решение проблемы статуса.
Здесь придают важное значение высокой технической квалификации и способности к обучению:
- опыту общение и готовности сотрудничеству.
Уже предпринимаются шаги к производству оплаты труда на конкурентной основе, чтобы заинтересовать в конкретной работе наиболее квалифицированных работников. Уже стали получать более высокую оплату работники, имеющие несколько смежных специальностей.
«Групповой подход к организации работы, - пишет известный экономист Д.С.Булатов, - создание условий для тесного взаимодействия различных групп способствуют устранению барьеров между разными категориями персонала, формированию благоприятного психологического климата в процесса сотрудничества, отсутствию подчинения по иерархии одних работников другими».
Между прочим, методы, использующие «человеческий фактов» для повышения производительности труда и эффективности производства чаще применяются японскими фирмами, между тем как американские фирмы больше ориентированы на использование традиционных методов управления персоналом. В процессе решения таких задач, как поиск новых форм организации работы, оплаты труда, системы участия в управлении, стали широко использоваться группы и рабочие бригады, которые состоят из специалистов разной квалификации, отвечающие за выпуск новой продукции, либо за новые формы организации труда. Мы, к сожалению, не наблюдаем подобное на мебельной фабрике. Но такой опыт заслуживает внимания. Это очень правильно, что при разработке новых изделий принимают участие специалисты разных отраслей. Они учатся друг у друга, высказывают различные точки зрения на проблему, с разных сторон рассматривают информацию о состоянии рынка и, в особенности, результаты проб и ошибок, которые неизбежно сопровождают процесс параллельной разработки изделия.
Рабочие бригады создаются обычно для лучшей организации труда на совместных предприятиях. Так, американская фирма «Дженирал моторс» совместно с японской фирмой «Тойота» создали в 1990 г. фирму «НУММИ» во Фремонте (США), использующую бригадную организацию труда и совместный поиск решения проблем, связанных с вопросами труда. Здесь рабочие сами решают производственные проблемы и сами могут принять решение об установке конвейера для устранения дефектов. «Дженирал моторс» направила более 2 тысяч своих управляющих во Фремонт. В свою очередь «НУММИ» направляла американцев – руководителей этого предприятия и руководителей профсоюзов в Японию. Далее. В фирме отошли от традиционного для профсоюза автомобильных рабочих принципа приема на работу по старшинству. Потенциальные кандидаты проходили четырех дневную проверку способности работать в полуавтономных коллективах.
Основные подходы к оценке эффективности управления персоналом. Применительно к управлению персоналом проблема соизмерениязатрат и результатов в оценке экономической эффективности требует конкретизации, и прежде всего необходимо выяснить, что предстоит оценивать: