Задание 1
В данной работе рассмотрена ОСУ банка «Ренессанс Кредит» (юридическое наименование ООО КБ «Ренессанс Капитал»).
Данный банк является компанией федерального уровня со сложной и разветвлённой ОСУ. Компания «Ренессанс Капитал» как и многие крупные компании, имеет Головной офис (г. Санкт-Петербург) и множество Региональных офисов. В функциональном плане все подразделения компании можно разделить на два больших блока: Группа развития бизнеса и Группа поддержки бизнеса (смотри рис. 1). Причем подразделения, относящиеся к Группе развития бизнеса, в основном сосредоточены в Головном офисе, а подразделения, связанные непосредственно с развитием бизнеса, располагаются в региональных офисах различного уровня. Стоит пояснить, что основным бизнесом «Ренессанс Капитал» является продвижение и продажа различных розничных кредитных продуктов (кредитные карты, целевые и нецелевые кредиты и т.д., предназначенные для физических лиц), и именно поэтому данный банк называют розничным, в отличие от классических банков (Сбербанк, Райффазенбанк, ВТБ и т.п.).
Рассмотрим ОСУ Группы поддержки бизнеса более подробно:
1. Операционный департамент – руководитель Директор по операционной деятельности
1.1. Операционный отдел
· Руководитель отдела
· Главный операционист – 2 позиции
· Старший операционист – 4 позиции
· Операционист – 20 позиций
· Офис-менеджер
1.2 Отдел управления рисками
· Руководитель отдела
· Менеджер по оценке рисков – 5 позиций
· Экономист
· Секретарь
1.3 Казначейский отдел
· Казначейство (Руководитель отдела, Старший казначей – 2 позиции, казначей – 3 позиции)
· Операциональный отдел (Руководитель отдела, главный операционист, старший операционист – 4 позиции, операционист-кассир – в каждом отделении банка)
2. Финансовый департамент – руководитель Финансовый директор
2.1 Бухгалтерия
· Главный бухгалтер
· Отдел по налоговой и бухгалтерской отчетности (Старший бухгалтер, специалист по налогам, бухгалтер – 3 позиции)
· Отдел расчета с персоналом (Руководитель отдела, в подчинении 2 бухгалтера по расчетам с персоналом)
· Отдел по работе с поставщиками (Руководитель, в подчинении 2 бухгалтера)
· Секретарь
2.2 Отдел по финансовому планированию и отчетности
· Руководитель отдела
· Финансист – 4 позиции
· Секретарь
3. Департамент по управлению персоналом – руководитель Директор по персоналу
3.1 Отдел по подбору персонала
· Руководитель отдела по подбору персонала
· Специалист по подбору персонала – 2 должности
· Ресёчер – 2 должности (ассистенты специалистов по подбору, однако находятся в прямом подчинении руководителя отдела)
3.2 Отдел по мотивационному обеспечению
· Руководитель отдела по мотивационному обеспечению
· Специалист по материальным видам мотивации
· Специалист по нематериальным видам мотивации
3.3 Отдел по аттестации и обучению
· Руководитель отдела по аттестации и обучению
· Специалист по аттестации персонала
· Методист
· Бизнес-тренер – 2 позиции
3.4 Отдел кадров
· Руководитель отдела кадров
· Специалист по кадровому делопроизводству – 3 позиции
· Секретарь
4. Департамент по правовым вопросам – руководитель Директор правового департамента
4.1 Отдел по внутреннему аудиту
· Руководитель отдела
· Заместитель руководителя
· Специалист по внутреннему аудиту – 3 человека
· Менеджер по работе с аудиторскими компаниями
· Секретарь
4.2 Юридический отдел
· Руководитель отдела
· Старший юрист – 2 позиции
· Юрист – 4 позиции
4.3 Служба безопасности
· Отдел внутренней службы безопасности (руководитель отдела, специалист по внутренней безопасности – 2 позиции, специалист по информационной безопасности)
· Отдел по работе с задолженностями (Руководитель отдела, специалист по работе с должниками – 10 позиций)
5. Департамент по информационной поддержке – руководитель IT Директор
5.1 Отдел по тех поддержке
· Руководитель отдела
· Системный администратор – 4 позиции
· Программист
· Специалист по сетям
5.2 Инновационный отдел
· Руководитель отдела
В рамках данной компании можно говорить об использовании сразу нескольких типов структуры управления, что ни удивительно, учитывая размер компании, а так же всё усложняющиеся внешние условия (уровень современного бизнеса, разнообразие банковских продуктов, наличие жесткой конкуренции в данной сфере).
Для подразделений Группы поддержки бизнеса наиболее актуально говорить о линейно-функциональной структуре управления. С одной стороны мы можем увидеть чёткое деление на подразделения и отделы, а так же соблюдение иерархического принципа «руководитель – линейный руководитель - исполнитель». Однако в современной компании невозможна эффективная деятельность без тесного взаимодействия различных структур: например, при разработке материальной составляющей мотивации персонала будут объединены усилия двух, казалось бы, далёких друг от друга, подразделений, отдела персонала и бухгалтерии.
Для Группы развития бизнеса характерна дивизиональная структура управления (смотри рис. 2) – причем использование именной этой структуры управления не только отражено в названиях отделов/должностей и их функциональном наполнении, но и активно пропагандируется внутри компании (например, дивизиональный принцип организации и её значение для бизнеса подробно рассматривается на вводном тренинге для новых сотрудников).
Более того, можно смело утверждать, что в «Ренессанс Капитал» используется региональная организационная структура — тип дивизиональной структуры, в которой используется географический принцип построения.
«Ренессанс Капитал» делит территорию РФ на так называемые Дивизионы – достаточно большие территории, включающие в себя несколько субъектов РФ – в соответствии с этим выделяются Дивизиональные офисы. Далее каждый дивизион делится на более мелкие территории – чаще всего опираясь на деление по областям / республикам / краям – в соответствии с этим в крупных городах выделяются региональные офисы.
Внутри каждого Дивизиона действует так же матричная структура управления, получившая распространение в последние десятилетия и представляющая собой комбинацию двух видов разделения: по функциям и по продукту. Так Директор дивизиона имеет в своём подчинении Дивизиональных Менеджеров (DM), отвечающих за разные каналы продвижения продукта и соответственно за разные кредитные предложения (например, Дивизиональный менеджер, отвечающий за сотрудничество с автосалонами, соответственно занимается продвижением автокредитов). Так же в прямом подчинении Директора дивизиона находятся и руководители региональных офисов, которые однако имеют подчинение так же каждому из Дивизиональных менеджеров.
Дивизиональная и матричная ОСУ нетипичны для банковских структур – да и невозможны для классических банков. Такие виды ОСУ традиционно широко используются в fmcg компаниях (продажа товаров народного потребления – компании «Марс», «Нестле», «Нутриция» и т.д.). Именно из сектора fmcg данная практика была перенесена на розничные банки (Русский Стандарт, Хоум Кредит энд Финанс Банк). Следует отметить, что здесь принципиально меняется отношение к такому банковскому продукту как розничный кредит – он становится скорее не финансовым продуктом, а «товаром народного потребления», который должен быть доступен всегда и везде. Т.е. раньше, чтобы получить кредит человек должен был придти в отделении банка и предоставить довольно большой и серьёзный список документов. Теперь кредиты как бы сами «идут» к нам на встречу и именно в тот момент, когда они нам нужны. Например, мы приходим в мебельный магазин, но понимаем, что не можем позволить себе купить в данный момент диван, у нас просто нет в наличии такой суммы. Но тут же в салоне к нам подходит кредитный представитель и предлагает не откладывать покупку и оформить кредит – причем очень быстро за несколько минут и с минимальным перечнем документов.