Управление персоналом - это не набор функциональных задач и кадровых процедур, а комплексная деятельность, политика, увязывающая все аспекты кадровой работы со стратегией организации. Постановка основных целей кадровой политики, соответствующих стратегии предприятия, происходит в рамках определенного подхода.
В настоящее время можно выделить три основных подхода:
* Стратегический подход привязывающий управление персоналом к долгосрочным стратегиям организации. Основная задача при его реализации заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых у персонала проявляется приверженность к высоким стандартам количества и работы;
* Системный подход признает то, что организация является системой в рамках своего внешнего окружения. При реализации подхода менеджеры должны комбинировать социальные и технологические процессы с целью трансформации всего входящего и исходящего по отношению к среде;
* Практический подход объединяет стратегический и системный подходы, таким образом, что практика и политика работы c персоналом зависит как от внешних так и от внутренних ситуаций, в которых работает организация.[6]
Тестовая часть
Установите соответствие между характером отношений «собственник-менеджер» и видом внешней среды.
1) Менеджер и собственник раздельны а) Изменяющаяся среда
2) Менеджер и собственник в одном лице б) Неожиданные изменения среды
3) Собственник и менеджер-собственник в) Расширяющаяся среда
4) Собственник и менеджер-управляющий г) Неизменная среда.
Ответы: 1) соответствует В, 2) соответствует Г, 3) соответствует А, 4) соответствует Б.
Менеджер и собственник раздельны соответствует расширяющейся среде, менеджер и собственник в одном лице соответствует неизменная среда, собственник и менеджер-собственник соответствует изменяющаяся среда, собственник и менеджер-управляющий неожиданные изменения среды, так как эти среды имеют хронологические рамки, которые соответствуют определенным характерам отношений.
Установите правильную последовательность видов внешних сред и соответствие типа оргструктуры:
1) Изменяющаяся а) линейно-функциональная
2) Неизменная б) горизонтальная корпорация
3) Среда с дискретными изменениями в) матричная, инновационная
4) Расширяющаяся г) дивизиональная
5) Среда с неожиданными изменениями д) линейная
Ответы: 1) соответствует Г, 2) соответствует Д, 3) соответствует А 4) соответствует В, 5) соответствует Б.
Так как если более подробнее рассмотреть типы внешних сред и их хронологические рамки, то будет виден и тип оргструктуры.
Управления по бизнес-процессам присущи:
Б) Инициативные горизонтальные связи
В) Независимые самоуправляемые группы
Г) Спроектированные рациональные структуры
Д) Жесткие связи между частями системы
Так как в бизнес-процессе важны именно эти функции.
Стратегия концентрированного роста связана с изменением:
а) Рынка
Потому, что рынок и рост находятся во взаимосвязи.
Стратегия конгломеративной диверсификации связана с изменением:
д) Положения фирмы внутри отрасли
Так как положение фирмы внутри отрасли влияет на стратегию конгломеративной диверсификации.
Распределение акций между рабочими и служащими проводится на основе
а) Годовой заработной платы и стажа работника
Распределение акций между рабочими и служащими проводится на основе годовой заработной платы и стажа работника, так как именно это способ является наиболее справедливым для работников.
Выделите характеристику, присущую управляющему-предпринимателю:
в) Стремится изменить динамику развития фирмы, ищет новые направления деятельности и расширения номенклатуры продукции
Управляющий-предприниматель всегда стремится получить наибольшую прибыль, путем развития своей фирмы, освоения новых рынков.
Вставьте слова, которые являются правильным ответом:
Совокупность технических, поведенческих навыков и прилежание, с которым работает сотрудник называется квалификацией работника.
Квалификация работника – это совокупность его опыта, навыков и умений, полученных в процессе обучения и работы.
Система управления качеством в Японии:
б) Нацелена на профилактику брака
в) Планирует процент брака изделий
г) Стимулирует бездефектное изготовление продукции
Так как система управления качеством в Японии базируется на избежание брака изделий.
«Никто не должен брать ответственность за принятие решений (принцип немаваси)» означает:
б) Способ коллегиальности принятия решений
Т.е. ответственность за принятие решения должна лежать на всех участвующих в его принятии, а не на одном человеке.
[1] Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: ИНФРА, 2002.-256с.
[2] Основы научной организации труда на предприятии: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2000.-76с.
[3] Губанов С. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки) .//Экономист. 2001. - №3.-71с.
[4] Организация и нормирование труда: Учебное пособие. – М.: ЗАО Финстатинформ, 1999.-244с.
[5] Кольцов Н.А. Научная организация труда. – М.: ИНФРА, 2000.-433с.
[6] Веснин В. Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2003. -194с.