Повышению эффективности труда персонала способствует и существующий на предприятии уровень «качества трудовой жизни». Качество труда формируют в основном созданные на предприятии условия труда. Условиями труда называются характеристики производственного процесса и производственной среды, воздействующие на сотрудника предприятия. Условия труда являются важным мотивационным и стимулирующим фактором повышения производительности труда.
К таким условиям относят, например: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др. Авторы книги «Психология профессионализма» считают, что невозможно разработать персональное рабочее место для каждого рабочего, но в этом и нет необходимости [11]. Достаточно иметь два-три варианта организации рабочего места, разработанных с учетом основных индивидуальных типов, чтобы работник мог выбрать из них вариант, более соответствующий его индивидуальности.
Задание 2
Ответьте на вопросы:
а) что включает послевузовское дополнительное образование?
б) охарактеризуйте организационную структуру управления персоналом на уровне предприятия;
в) зачем нормирование труда в управлении персоналом?
а) Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30-40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. В связи с этим в современный период в развитых странах действует концепции непрерывного образования, которая за последнее время стала одним из самых эффективных инструментов, позволяющих решать проблемы соответствия быстро растущего технического прогресса и персонала.
Можно выделить два типа целей учебных занятий в рамках программ последодипломного образования: 1) передачу знаний и 2) формирование определенного арсенала умений, а также развитие потенциала работников. Соответственно, можно говорить о двух разных типах учебных программ – «сохраняющих » и «инновационных».
Целью «сохраняющего» обучения является усвоение фиксированных взглядов, методов и правил для того, чтобы эффективно работать в известных и повторяющихся ситуациях, для развития способностей обучаемых решать те проблемы, которые актуальны. Этот тип программ особенно эффективен для передачи новых знаний взамен устаревших и устранения пробелов в знаниях и умениях работников и предназначен для поддержания существующей системы деятельности. «Инновационное» обучение ориентировано на перспективу, подготовку организации к работе в новых условиях [19, с. 357].
б) Организационная структура – совокупность взаимосвязанных элементов объекта управления. Оптимальная организационная структура фирмы должна: обеспечивать оптимальное взаимодействие штабного, научно-технического и линейного персонала фирмы; способствовать оперативному и эффективному взаимодействию с внешней средой; базироваться на стратегии фирмы; обеспечивать качественное, своевременное и эффективное достижение поставленных целей [7].
Факторами, определяющими организационную структуру, являются:
характеристика и сложность выпускаемой продукции;
номенклатура выпускаемой продукции;
объем производства;
масштаб (годовая программа);
тип стратегии, реализуемый фирмой;
степень интеграции по жизненному циклу товара;
степень интеграции по горизонтали;
степень интеграции по вертикали;
квалификация работников;
динамизм внешней среды.
Наиболее распространенными типами организационных структур являются: бюрократические организационные структуры; линейные; функциональные; продуктовые; матричные и др. [6]
Вид структуры определяется перечисленными выше десятью факторами. Изменения в стратегии фирмы вызывают изменения в ее структуре.
в) Нормирование труда является важным фактором повышения эффективности деятельности персонала. Во-первых, потому, что чёткие нормы стимулируются персонал к их выполнению и перевыполнению, что приводится к прозрачности системы материально-денежных вознаграждений – т.е. если работник понимает и знает как он будет вознагражден за перевыполнение норм, то это выступает мощным стимулом улучшения собственной трудовой деятельности. Во-вторых, эффективно разработанное нормирование труда на предприятии лежит в основе планирования предприятий всех сфер его деятельности.
Нормирование труда – это мероприятия по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии.
Задание 3
Какие сходства и различия Вы можете найти в понятиях: «управленческая деятельность» и «управленческое взаимодействие».
Управленческая деятельность – это совокупность способов, стилей, методов, функций, действий и т.д. и т.п., которая необходима для осуществления менеджеров своей миссии.
Управленческое взаимодействие – это совокупность коммуникативных связей, которые приходится устанавливать менеджеру с персоналом, с внешней средой и т.д.), чтобы осуществить всю совокупность элементов управленческой деятельности.
Т.о., первое понятие гораздо шире и объемнее второго, т.е. управленческое взаимодействие – это составной элемент управленческой деятельности.
Задание 4
Составьте резюме: После окончания вуза по специальности «Менеджер» Вас приглашают на работу в администрацию края, работодатель просит составить резюме.
Ф.И.О.: Иванова Мария Петровна
Адрес проживания: г. Новосибирск, ул. Богаткова, д. 234, кв. 234.
Адрес прописки: г. Новосибирск, ул. Богаткова, д. 234, кв. 234.
Телефоны: домашний – 24-35-67, сотовый – 8-913-787-77-77
Семейное положение: холост
Дети: не имею
Состав семьи: одна
Привлекались ли к судебной ответственности: нет
Возможность ездить в командировки: возможны регулярно
Образование: высшее, очная форма обучения, дата окончания – 2002 год; учебное заведение: НТИ МГУДТ, полученная специальность – экономист-менеджер.
Дополнительное обучение: специальность (предприниматель, организатор малого бизнеса).
Иностранный язык: немецкий (свободно), английский (разговорный) , китайский (свободно).
Технические навыки: опытный пользователь ПК и офисной оргтехники.
Опыт работы: мэрия г. Новосибирска, помощник отдела технической документации.
Дополнительные сведения: знание делопроизводства, бухгалтерского дела, маркетинга.
Интересы: спорт (аэробика, легкая атлетика, тяжелая атлетика, современные спортивные танцы).
Задание 5
Постройте систему целевого набора кадров.
В крупных организациях набор персонала осуществляет отдел по управлению персоналом, в частности, сектор по набору на работу (отдел кадров). Запросы на подбор специалистов могут поступать и от линейных менеджеров. Важно, что при проектировании процедур приема и осуществлении самого набора менеджеры по персоналу работают в тесном контакте с линейными менеджерами. Систему действий менеджеров иллюстрирует таблица 1 [19, с. 222].