Обоснованное выше положение о неблагоприятном воздействии плохого отношения к людям негативно сказывается на эффективности их деятельности, имеет и обратную сторону, поскольку под воздействием этого традиционного в течение столетий для России подхода формируются и личностные характеристики людей.
Опросы собственников и менеджеров предприятий, наблюдения авторов за поведением сотрудников предприятий, возглавляемых их студентами, позволили установить наличие устойчивой тенденции, связанной с тем, что длительное однонаправленное воздействие указанных факторов привело к формированию "нового" человека, обладающего рядом характерных черт. Если создать собирательный образ такого человека вслед за Л. Соловьевым [13], описавшим Большого Бухарца как обобщенное воплощение черт жителей этого города, то можно получить условный портрет "нового" человека. Понятно, что далеко не все работники таковы, но обобщенный портрет относится к определенной категории населения, которая является отнюдь не малочисленной. К основным характеристикам этого "обобщенного человека" можно отнести неумение расставлять приоритеты в жизни и труде, постоянное желание заработать "легкие деньги" и максимально избежать каких-либо затрат собственного труда для этого, постоянный срыв подобных попыток по причине нахождения в нижней части "пищевой цепочки" современного общества. Этот человек патологический лжец, даже если это не вызывается никакими внешними обстоятельствами, но при этом постоянно забывает свою ложь и "путается в показаниях", он горький пьяница, не умеет логически мыслить и верит самым диким и невероятным слухам. Если возникают сложные обстоятельства, исчезает и прячется, действуя по принципу "авось само пройдет", "разберутся без меня" и т.д. Обожает сериалы, верит и одновременно не верит всему, что показывает телевидение. Верит, потому что привык, а не верит в том, что не воспринимает официально высказываемую точку зрения как что-то касающееся его лично. Такие люди не образуют полноценного коллектива, в лучшем случае они могут "сбиться в ватагу" на кратковременную работу. Менеджеры, вероятно, узнают в приведенном описании очень и очень многих своих подчиненных, но последнее обстоятельство может показаться им особенно явным, т.к эти люди не очень усердствуют в выполнении своих повседневных обязанностей, но с удовольствием берутся за отдельно оплачиваемые кратковременные проекты, особенно во время основной работы, которая в этот момент испытывает недостаток внимания. Кстати, таким подходом отчасти можно объяснить и количество техногенных катастроф, захлестнувших Россию в последнее время, т.к очень многие из них имеют основной причиной как раз пренебрежение работников своими прямыми обязанностями. Весь континуум умонастроений негативного плана совсем не способствует максимальной отдаче, эффективному, полезному, творческому труду, и упомянутые выше факторы оказываются зачастую более влиятельными и весомыми, чем все остальные.
Для решения проблем экономических преобразований нужно изменить социальную структуру общества, создав такую социальную среду, в которой творческий и эффективный труд воспринимался бы как должное, а не как патология, тогда все планы по "удвоению", а по сути, воссозданию хозяйственного механизма страны как более эффективного будут реализованы. Для решения проблем нивелирования последствий негативного воздействия внешних условий менеджерам можно использовать следующие подходы.
1. Организовать обсуждение и разъяснение работникам сложностей современной ситуации, в том числе и обозначенных выше. Такая рекомендация выглядит слишком общей и тривиальной, но таковой на самом деле не является, поскольку даже сам факт разъяснений служит мотивирующим фактором ("на нас обратили внимание"), а более информированные менеджеры могут успешно рассеять некоторые заблуждения рядовых работников.
2. Структурировать проблемы, вызвавшие "чувство обиды", обозначая приоритетные, возможные для совместного воздействия и нивелирования и внешние, для такого воздействия недоступные. Желательно выделить промежуточные проблемы, лежащие как бы на континууме, от самых общих до личных проблем со всеми промежуточными состояниями.
3. Ликвидировать "слепые пятна" по концепции "Окна Джогари", повысив прозрачность деятельности организации.
4. Построить внутреннюю программу повышения удовлетворенности работников, ориентированную на преодоление сформированного ранее негативного психологического состояния. Составной частью программы должны быть мероприятия, непосредственно формирующие ощущение заботы о сотрудниках.
5. Необходимо постепенно переходить к формированию патерналистского подхода к своим работникам, который на предыдущем этапе развития страны себя не оправдывал, но сейчас может послужить мощным стимулом развития организации.