шестнадцать обязанностей по ведению организационного процесса созданы не для
того, чтобы связать их с четырнадцатью принципами в общую интегрированную схему,
хотя, как показал Л. Урвик (Urwick, 1937), такое объединение было бы возможно.
Подобное самоограничение А. Файоля идет в разрез с распространенным
представлением о нем как об охваченном идеей всеобщей систематизации создателе
чисто абстрактных законов.
Хотя четырнадцать принципов и носят исключительно предписывающий характер, они
допускают гибкую интерпретацию, что, по-видимому, входило в намерения А.
Файоля. К выделенным им принципам относятся:
1. Разделение труда. А. Файоль верил в эффективность разделения труда, но лишь в
определенных границах, за пределами которых, по его мнению, оно может приводить
к снижению эффективности производства.
2. Властные полномочия. А. Файоль считал, что официальная власть должна быть
подкреплена личным авторитетом и дополнена ответственностью.
3. Дисциплина. Главным образом имеет отношение к соблюдению договоренностей и
правил.
4. Единство командования. Работники не должны получать потенциально
противоречащие друг другу распоряжения из двух разных источников.
5. Единое руководство. А. Файоль часто использует биологическую аналогию,
рассматривая организацию в качестве организма, который не может иметь две головы
6. Подчиненность частных интересов общему. А. Файоль считает обязательным,
чтобы интересы одной группы не ущемляли интересов других групп или организации в
целом.
7. Вознаграждение. А. Файоль утверждал, что вознаграждение должно быть
справедливым и достаточным для мотивации к труду, но не чрезмерным; он
скептически относился к идее участия в прибылях всех работников как средству
разрешения противоречий между трудом и капиталом; скорее он верил в
необходимость наличия опыта и трезвого подхода к вопросу установления
правильных ставок оплаты труда.
8. Централизация. По-видимому, А. Файоль рассматривал топ-менеджеров в качестве
мозга организации; он четко заявлял, что работники не являются придатками машин
и что они влияют на практическую реализацию принимаемых решений. Он с
одобрением относился к прагматическому подходу, согласно которому для каждого
типа решений должен существовать соответствующий уровень. А. Файоль в меньшей
мере, чем Ф. Тейлор, настаивал на разделении процессов поиска идеи и ее
реализации.
9. Скалярная цепочка. Весь персонал должен быть распределен в строгом
соответствии с разработанной иерархической структурой. А. Файоль знал о
проблемах коммуникаций между уровнями иерархии и защищал идею использования в
случае необходимости «латеральных мостов» (хотя, по-видимому, одобрял эту идею
лишь формально).
10. Порядок. Каждый работник и каждая вещь должны занимать определенное им
место (хотя это предписание может рассматриваться скорее как идеальное
представление, чем как призыв к осуществлению подробных детальных разработок).
11. Беспристрастность. Менеджеры всех уровней управления должны справедливо
относиться к своему персоналу. Здесь А. Файоль мыслит скорее в терминах
восприятия проблемы работниками, а не с точки зрения введения прочных уставных
положений.
12. Стабильность персонала. Имеются в виду высокие расходы на подготовку
знающих организацию и работающих в ней менеджеров. А. Файоль даже утверждает,
что для организации лучше иметь посредственного, но желающего остаться в ней
руководителя, чем выдающегося, но собирающегося покинуть ее менеджера.
13. Инициатива. Раскрепощение инициативы рассматривается как средст мотивации
персонала; ожидается, что менеджер должен поощрять этот по ° цесс, даже если он
и будет уязвлять его самолюбие.
14. Esprit de corps (корпоративный дух). А. Файоль был сторонником того может
быть определено как интегрированная культура. Интересно, что хот А. Файоль
нередко рассматривался в качестве защитника бюрократически го управления, он
выступал против культуры докладных записок (как альтернативы вербальных
коммуникаций), которую рассматривал как веду, щую к внутреннему разъединению
сотрудников организации.
3. Оценка
Научное наследие А. Файоля содержит множество тонко сбалансированных концепций,
которые могут быть неправильно истолкованы. Хотя А. Файоль и являлся сторонником
иерархических разделений («мосты» между уровнями иерархии рекомендовались
только при условии обязательного информирования высшего руководства), он
заявлял, что: «Менеджмент . не является ни исключительной привилегией, ни
особой обязанностью руководителя . он является видом деятельности, имеющим
отношение ко всем членам корпоративной организации» (1984:13).
С одной стороны, А. Файоль верил в существование менеджмента как универсальной
науки, применимой во всех областях деятельности, с другой же, как практик
отчетливо сознавал, что: «В вопросах управления нет ничего абсолютного . Мы
редко дважды применяем одни и те же принципы в идентичных условиях; нам
необходимо принимать во внимание изменяющиеся обстоятельства» (1949: 19).
Отчасти интерес к работам А. Файоля объясняется и тем, что, читая их, не всегда
понятно, был ли он универсалистом или прагматиком, шифровальщиком или
интерпретатором организационной реальности?