рефераты по менеджменту

Управление качеством продукции

Страница
1

Принцип обеспечения качества и управления качеством продукции

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются:

1) наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;

2) неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклонятся от заданной программы или плановых значений параметра;

3) наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;

4) наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

Программы качества с установлением значений показателей могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций, производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров.

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и теологических регламентах, в картах контроля качества и т. п.

Из сказанного становится очевидным, что первое условие по теории управления в случае с качеством удовлетворяется.

Обратимся ко второму условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций.

Прежде всего укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д.

Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.

Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.

Качество удовлетворяет и второму условию общей теории управления.

В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений , проводится капитальный ремонт.

Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди действуют и будут действовать примерно по такой схеме:

1) Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);

2) Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);

3) Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий;

4) Воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь).

При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

До середины 1960-х годов основное внимание уделялось обеспечению качества продукции. Главная роль отводилась контролю и обработке дефектной продукции. Контроль и отработка в производственной практике реализовывалась различными методами, которые развивались и совершенствовались под влиянием достижений научно-технического прогресса. Организационно система контроля качества соответствовала структуре производственного процесса и отвечал его требованиям. Подход к обеспечению качества лишь с позиций контроля требовал большего количества квалифицированных контролеров. Неоценимую помощь в контроле качества оказали методы математической статистике. На совершенствование методов обеспечения качества оказали влияние исследование операций, кибернетика , систематика и общая теория систем.

Производство продукции – это в сущности создание или рождение качества, т.е. суммы определенных свойств или «функциональной совокупности». Следовательно, процесс создания изделия и есть управляемый процесс.

Процесс обеспечения качества состоит из следующих укрупненных этапов:

Оценка уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требования покупателей;

Долгосрочное прогнозирование;

Планирование уровня качества;

Разработка стандартов;

Проектирование качества в процессе конструирования и разработки технологом;

Контроль качества исходного сырья и покупных материалов;

Пооперационный контроль в процессе производства;

Приемочный контроль;

Контроль качества изделия в условии эксплотации

Анализ отзывов и рекламаций покупателей.

Затем весь цикл повторяется сначала

Международный стандарт ИСО серии 9000

Все чаще отечественные, и, особенно, зарубежные компании начинают любые переговоры с российским партнёром только при наличии у последнего сертификата о соответствии международным стандартам ИСО 9000 (ISO 9000).

ИСО 9000 (ISO 9000) – серия международных стандартов, которые приняты в качестве национальных в более, чем 140 странах мира. Стандарты ISO 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению её качеством – Система Менеджмента Качества (СМК). СМК обеспечивает уверенность заказчиков и потребителей в качестве получаемой продукции, а также улучшает деятельность предприятия. В будущем получать крупные заказы, предлагать свою продукцию или услуги будет невозможно без наличия сертификата ISO.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту