К числу основных показателей технологичности относят трудоемкость, материалоемкость и себестоимость. При этом различают общую (суммарную), структурную, удельную, сравнительную и относительную трудоемкость, материалоемкость или себестоимость.
Наряду с основными показателями технологичности используют также показатели технологической рациональности, конструктивной и технологической преемственности, которые прямо или косвенно отражают затраты труда, материалов и средств на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
Показатели унификации характеризуют насыщенность конструкции изделия стандартными, унифицированными и оригинальными узлами и деталями, а также уровень унификации с другими изделиями.
Унифицированными считают составные части изделия, выпускаемые по стандартам и техническим условиям данного предприятия, если они используются хотя бы в двух различных изделиях, изготавливаемых этим предприятием; составные части изделия, получаемые предприятием со стороны в готовом виде, а также заимствованные детали и узлы, т.е. ранее спроектированные для конкретного изделия и применяемые в других изделиях. К оригинальным относят составные части, разработанные только для данного изделия.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту и патентную защищенность продукции. Эти показатели очень важны при определении конкурентоспособности новой продукции.
Показатель патентной защищенности отражает степень защиты продукции патентами в России, а также в странах предполагаемого экспорта и продажи лицензий. Он позволяет судить об использовании в продукции новых технических решений, признанных изобретениями в нашей стране и за рубежом.
Эргономические показатели характеризуют взаимоотношения в системе "человек – продукция". Они учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психофизиологических показателей.
Гигиенические показатели используют для оценки соответствия продукции условиям жизнедеятельности и работоспособности человека. К ним относятся показатели освещенности, температуры, влажности,
напряженности магнитного и электрического поля, запыленности, токсичности, излучения, шума, вибрации, перегрузок.
Антропометрические показатели характеризуют соответствие продукции форме, размерам и массе тела человека, взаимодействующего с продукцией.
Физиологические и психофизиологические показатели характеризуют соответствие продукции особенностям физиологии человека и функционирования его органов чувств (усилие на элементах управления, скорость выполнения операций, пороги слуха и зрения, возможность восприятия и переработки информации). Эстетические показатели характеризуют внешний вид, соответствие современному стилю и другие свойства, связанные с эмоциональным восприятием продукции. К ним относятся информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.
В зависимости от источника и способа получения информации о качестве различают измерительный, регистрационный, расчетный, органолептический, экспертный и социологический методы определения значений показателей качества продукции.
Измерительный метод основан на информации, полученной с помощью технических средств измерения: весов, линеек, термометров, манометров и других приборов и измерительных устройств. Этот метод позволяет получить объективную информацию о значении показателя качества. С помощью измерительного метода определяют линейные размеры продукции, массу, потребляемую мощность и т.д.
Регистрационный метод основан на обнаружении и регистрации количества событий или предметов. При использовании этого метода не используют средства измерений, однако допускается использование усиливающих и регистрирующих приборов (микроскоп, автоматический счетчик, магнитофон и др.). Этот метод также позволяет получить объективную информацию о значении показателя. С помощью регистрационного метода определяют количество дефектов, число отказов изделия, количество частей сложного изделия и др.
Расчетный метод предусматривает определение показателей качества расчетом с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Эти методом пользуются при проектировании продукции, когда она еще не может быть объектом испытаний. Расчетный метод используют для определения значений показателей надежности, технологичности, патентно-правовых и др., а также при расчете комплексных показателей качества.
Органолептический метод основан на анализе восприятия органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, слуха. Этот метод, так же как и регистрационный, допускает использование усиливающих приборов, но не предусматривает подсчета объективных событий, явлений или предметов. Этот метод относится к группе субъективных, поскольку точность и достоверность полученной с его помощью информации зависит от квалификации, навыков и способностей оператора. Органолептический метод широко применяют для определения эстетических, и эргономических показателей.
Экспертный метод основан на решении принимаемом экспертами. Экспертом считается специалист, обладающий высокой компетентностью в определенной области, которая выражается в умении давать реалистические оценки в тех случаях, когда имеется неопределенность и велико влияние случайных факторов. Экспертные методы широко используются при определении значений эстетических и эргономических показателей.
Группу экспертов рекомендуется формировать из 7 – 12 человек. При формировании экспертной группы целесообразно провести тестирование, взаимооценку экспертов и проверку согласованности их мнений.
Тестирование состоит в решении экспертами задач с известными организаторам тестирования, но неизвестными экспертам результатами и проверке гипотезы о принадлежности оценок разных экспертов к одной генеральной совокупности по критерию Фишера.
Самооценка состоит в том, что каждый эксперт в ограниченное время отвечает на вопросы специально составленной анкеты и после анализа ответов получает балльную оценку. Эксперты могут оценивать и друг друга, но для этого необходим опыт совместной работы и доверительная обстановка.
Социологический метод основан на сборе и анализе мнений фактических или возможных потребителей продукции. Сбор мнений производится путем устных опросов или путем распространения специальных анкет, проведения конференций, выставок, аукционов. Так же как экспертный и органолептический методы, социологический метод относится к числу субъективных, однако возможности получения объективной информации у него значительно шире.
Оценка уровня качества продукции представляет собой комплекс мероприятий, которые проводят с целью обоснования наилучших решений по управлению качеством.