Введение
Менеджмент качества в настоящее время — это не ограниченная рамками производственного процесса узкая специфическая деятельность, а управление всей организацией, всеми аспектами ее жизнедеятельности. Соответственно и категория «качество» в современном менеджменте носит многоаспектный характер.
В стандартах по качеству (МС ИСО 8402:94) дается следующее определение понятия «качество»: «Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
Она применяется по отношению не только к продукции или услугам, но и ко всем процессам в организации (процессам жизненного цикла продукции, управленческим процессам, процессам управления ресурсами, процессам измерения, анализа и улучшения). Категория «качество» отражает не только потенциал, которым обладает организация, но и достигнутые результаты и саму деятельность по их достижению. Качество в наступившем веке становится стратегией развития любой организации.
Следует отметить, что точное и четкое понятие качества имеет важное экономическое значение, так как позволяет уменьшить затраты производителей продукции, удовлетворяющих потребности покупателей.
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкуренто-способности на мировом рынке. В соответствии с национальными и экономическими особенностями различных стран формировались и специфические подходы к управлению качеством. Наибольшую известность получили американская (TQC - комплексное управление качеством) и японская (CWQC - управление качеством в рамках фирмы) концепции.
В данной работе рассмотрим развитие управления качеством на примере США.
Управление качеством продукции во многих развитых странах является заботой не только отдельных фирм, но и рассматривается как общенациональная проблема. Можно выделить четыре уровня, в соответствии с которыми создаются организации по управлению качеством: международный (межнациональный); национальный (государственный); отраслевой; общефирменный. Рассмотрим организации по управлению качеством продукции, действующие на этих уровнях.
На международном уровне действует Европейская организация по качеству (ЕОК), созданная в 1957 году. Она является ведущей международной неправительственной организацией в области качества. Членами ЕОК являются национальные организации по стандартизации и качеству (от России – Госстандарт). Основными целями создания ЕОК являются разработка, совершенствование и пропаганда практических методов и теоретических принципов управления качеством.
Наряду с ЕОК действуют и другие межнациональные организации по качеству. Так, в рамках военного блока НАТО имеется система документов по качеству военной продукции, в основном базирующихся на нормативно-технических документах США.
На национальном (государственном) уровне действуют национальные организации по качеству. Среди них одна из самых крупных – Американское общество по контролю качества (АОКК), созданное в 1948 году на общественных началах. В состав АОКК входят представители крупнейших фирм, корпораций, научно-исследовательских организаций США. АОКК имеет отделения в США и за рубежом. АОКК занимается разработкой организационных основ служб управления качеством на предприятиях, способствует внедрению передовых методов управления качеством, организует обучение специалистов, ведет издательскую деятельность.
Другая крупная национальная организация по качеству – Японский союз инженеров и научных работников. Специалисты союза проводят обследование фирм – претендентов на премию Деминга. Эта премия была учреждена в 1951 году в честь Эдвардса Деминга, одного из ведущих специалистов США по внедрению статистических методов контроля качества.
На отраслевом уровне в ряде стран в различных сферах деятельности действуют системы обобщения и анализа опыта обеспечения качества. Так, например, в США такая организация есть по морской и авиационной технике.
На общефирменном уровне управление качеством осуществляется специально создаваемыми в фирме службами управления (обеспечения) качества. В крупных корпорациях при системном подходе к качеству продукции эти службы органически вписываются в систему управления фирмой, которая имеет, как правило, достаточно сложную организационную структуру.
Польский ученый К.Лисецки в 1997 году предложил интересную графическую схему эволюции подходов к управлению качеством (рис.1).
Рисунок 1 - Эволюции подходов к управлению качеством
Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельного изделия дала система Фредерика Уинслоу Тейлора, датируемая 1905 г. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), названных калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак).
Особо следует выделить роль Э.Деминга, научный вклад которого в становление системы всеобщего управления качеством высоко оценен, прежде всего, японцами, назвавшими японскую национальную премию в области качества именем Деминга.
Одновременно в США Ф.Кросби была разработана программа «Ноль дефектов», которая получила широкое распространение не только на американских предприятиях. Так, массовое движение в СССР по разработке программ бездефектного изготовления продукции явилось реакцией на концепцию «ноль дефектов».
Отметим ряд положительных моментов программы Ф.Кросби, которые нашли отражение в основных положениях TQM:
- упор на предупреждение дефектов, а не на их обнаружение;
- направленность усилий на сокращение уровня дефектности в производстве;
- осознание факта, что потребитель нуждается именно в бездефектной продукции;
- понимание факта, что качество работы фирмы определяется не только качеством производственных процессов, но и качеством деятельности непроизводственных подразделений и др.
В своей книге «Джуран о планировании качества» (1983) известный американский ученый Д.Джуран изложил следующие этапы планирования качества:
- идентифицировать, кто является потребителем;
- определить запросы этих потребителей;
- интерпретировать эти запросы в возможности компании;
- разработать продукт, который может отвечать этим запросам;
- оптимизировать характеристики продукта так, чтобы он отвечал как запросам потребителя, так и интересам компании;
- разработать процесс производства продукта;
- оптимизировать процесс;
- проверить, может ли процесс обеспечить производство продукта при существующих условиях;