На основании противоречий мы выделили первостепенной по значимости проблему создания механизма управления карьерой.
Поиск путей решения проблемы определил выбор темы нашего исследования "Управление карьерой менеджера".
Объект исследования: карьера менеджера в производственных организациях.
Предмет исследования: механизм управления карьерой менеджера.
Цель исследования разработка практической рекомендации по управлению деловой карьерой менеджеров в организациях численностью до 200 человек в условиях малого города.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная практическая рекомендация по управлению деловой карьерой менеджеров будет эффективной, если руководители различных организаций будут учитывать и применять ее в своей деятельности для объективного планирования и координирования развития карьеры менеджеров.
Необходимость достижения поставленной цели обусловила постановку следующих задач исследования:
дать характеристику карьере менеджера на основе изучения отечественного и зарубежного опыта исследований;
выявить сильные и слабые стороны механизма управления деловой карьерой;
раскрыть влияние формирования системы управления карьерой менеджера на результаты и характер деятельности организации;
проанализировать современное состояние практики управления деловой карьерой менеджеров в производственных организациях;
разработать практическую рекомендацию управления деловой карьерой менеджеров.
Глава 1. Управленческая карьера в современном мире
В современной научной литературе существует множество определений понятия "карьера", каждое из которых отражает определенную сторону этого феномена.
Слово "карьера" произошло от итальянского "Carriera", что в переводе на русский язык означает: "бег, жизненный путь, поприще". Карьера понимается, во-первых, как процесс движения; во-вторых, - как результат этого движения.
По мнению многих исследователей, базисом развития личности является стремление к повышению самооценки, которое может быть реализовано именно при достижении карьерных целей. К сожалению, до сих пор не появились соответствующие термины, отражающие позитивное отношение к людям, стремящимся сделать карьеру, т.е. соответствовать всем требованиям каждой занимаемой должности из их планируемой последовательности.
Возвращаясь к термину карьера, отметим, что различные исследователи не всегда понимают его одинаково. К слову "карьера" словарь русского языка С.И. Ожегова в издании 1984 года дает толкование в двух значениях. Первое, снабженное пометкой устар., то есть устаревшее: "Род занятий, профессия". И второе - "Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также достижение такого положения".
В 2003 году выпущенный ООО "Русские словари" "Большой иллюстрированный словарь иностранных слов" меняет толкования местами, и первым становится именно "Продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды", а на второе место уходит "Род занятий, деятельности". Причем интересно, что "род занятий" в обоих случаях определяется как "артистический", в других видах деятельности карьера, видимо, просто не мыслилась. В ранних работах Д. Холла (Hall D., 1976) карьера - это продвижение в организационной иерархии, представленное последовательностью выполняемых человеком работ в течение жизни. Для С. Барлея карьера - последовательный ролевой опыт (Zabusky S. & Barley S., 1996). Первое понятие частично включает второе, так как продвижение в организационной иерархии может сопровождаться накоплением ролевого опыта, но им не ограничивается. С. Барлей неоправданно расширяет понятие карьеры за счет включения в него широкого набора ролей, не только профессиональных. Сделана попытка определить карьеру как индивидуально воспринимаемую последовательность аттитюдов и поведения, связанных с опытом работы (Hall D., 1976). В этом случае рассматривается лишь внутренняя субъективная сторона карьерного процесса. Сочетание внутренней и внешней его стороны достигается в определении карьеры как личностного движения в социальной структуре во времени, но при этом не учитываются иные структуры: функциональная, информационная и так далее.
Определим управленческую карьеру как расширение влияния или продвижение менеджера по ступеням иерархии систем управления, сопровождаемое достижением целей организации на каждом из занимаемых уровней.
Это определение полностью снимает вопрос о том, что важнее - успешная деятельность компании или обеспечение дальнейшего продвижения по служебной лестнице.
Индивидуальная карьера предполагает как продвижение, так и личностное развитие, которое на каждой из должностных ступенек должно подтверждаться конкретными достижениями и результатами.
Фундаментальные стремления человека получают наиболее полную реализацию в управленческой деятельности. Она дает возможность перейти:
от пассивности к активности;
от зависимости к относительной независимости;
от однообразной деятельности к более разнообразной;
от близких перспектив к долговременным;
от подчиненности к лидированию;
от неуверенности к уверенности в себе.
В конце прошлого века сложились представления о менеджерах ХХI столетия как работниках, занимающихся творческим, интеллектуальным трудом (желание и способность постоянно обновлять знания, обладание чувством нового, готовность рисковать), ориентированных на решение социальных (стиль руководства, коммуникабельность) и экономических (заинтересованность в минимизации затрат, достижении высоких корпоративных результатов) задач.
Действительно, в настоящее время существенно изменились требования к современным менеджерам, их управленческой компетентности, способности ориентироваться в возрастающих информационных потоках, умению создавать работоспособные команды из людей, придерживающихся различных ценностей и принципов. Менеджер должен уметь оказывать влияние на эффективность использования всех природных и общественных ресурсов, разрабатывать стратегии, осуществлять перспективное планирование, учитывающее цели общественного развития.
Обратим более пристальное внимание на проблемы управленческой карьеры рассматриваемых в контексте глобальных изменений, происходящих в организациях. В современных условиях выделяются шесть основных тенденций их развития:
Первая тенденция связана с переходом от индустриального общества к информационному. По оценкам специалистов, в настоящее время до 60% совокупного рабочего времени тратится на создание, передачу и использование информации. Новый "информационный работник" постоянно использует компьютер, информационные технологии. Не следует недооценивать значения данной тенденции для построения управленческой карьеры. Новые информационные технологии способствуют обмену знаниями, формированию умений и навыков, служат средством добычи карьерной информации и различных вариантов самопрезентаций и так далее.