— продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг;
— кредитные инвестиции;
— финансовый лизинг;
— средства научных фондов;
— спонсорские средства;
3) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения:
— страховое возмещение по наступившим рискам;
— финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур;
— финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах;
— дивиденды и проценты по ценным бумагам и других эмитентов;
— бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов.
Таким образом, в общем случае финансирование новых продуктовых линий или расширения ранее освоенных производств на базе более производительных (обеспечивающих также более высокое качество продукта, лучшую экологию и пр.) технологий может, в основном, осуществляться из следующих источников:
1. Самофинансирование:
Ø самофинансирование из накопленных капитализированных прибылей (за счет фонда развития фирмы);
Ø самофинансирование из накопленного амортизационного фонда текущих амортизационных отчислений;
Ø использование резервного фонда для покрытия временных текущих убытков предприятия, планируемых на период до выхода предприятия на проектные показатели объемов выпуска и продаж, превышающих объем безубыточного выпуска и продаж;
Ø финансирование из собственного капитала предприятия, помещенного в уставный фонд (при превышении им действующего норматива поддержания определенной величины уставного капитала).
2. Заемные средства:
Ø банковские кредиты (в первую очередь долгосрочный и среднесрочный инвестиционный кредит) — это средства, предоставляемые банком организации или предприятию на установленный срок для использования на определенные цели. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты;
Ø заемные средства, выручаемые от размещения на биржевом или внебиржевом фондовых рынках специально выпускаемых облигаций предприятия;
Ø коммерческий кредит поставщиков материальных покупных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, услуг контрагентов и пр.) при покупке этих ресурсов в рассрочку или с отсроченным платежом;
Ø лизинг специально заказанного оборудования с отсроченным выкупом его после того, как оно будет поставлено с разрешением в течение определенного времени использовать его на условиях аренды (при этом возможна не одна разновидность такого лизинга — прямой, оперативный, финансовый и пр.).
3. Привлеченные средства:
Ø привлеченные средства акционеров-учредителей (пайщиков) и тех (в открытых акционерных обществах), кто приобрел акции предыдущих дополнительных эмиссий (выпусков акций);
Ø средства, привлекаемые от размещений на фондовом рынке новых выпусков акций (или поступающие от дополнительных новых пайщиков, если речь идет о не акционерных обществах или товариществах с ограниченной ответственностью, чей уставный фонд при их перерегистрации может наращиваться за счет взносов в него от дополнительно принимаемых членов).
4. Прочие смешанные или нетрадиционные источники финансирования (например, выпуск и размещение конвертируемых друг в друга акций и облигаций, инновационный кредит, получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки, но при наличии от заказчика существенных, вплоть до полной оплаты по сниженной цене, авансовых платежей и т.п.).
5. Необходимо отметить еще один важный источник финансирования — государственный. Концепцией государственной промышленной политики предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:
· на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и субъекты, связанные с поддержанием национальной 6езопасности;
· все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной основе; преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов безвозвратное предоставление бюджетных средств выступает исключением. Как правило, бюджетные средства предоставляются на возвратной основе. В любом случае средства государственного бюджета выделяются в первую очередь на производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, на производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также на производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса.
При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном мировом промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% национального дохода.
Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:
Ø стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;
Ø система экономических льгот участникам инноваций и инвесторам, включая иностранных;
Ø поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.
Государство может выступать непосредственно в качестве инвестора при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергии). Каждый из указанных выше рычагов, воздействующих на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой, что отражается при объявлении государственной инновационной политики и выделении приоритетов.
В зависимости от бюджетных возможностей и значимости конкретных инноваций для экономики в целом государство включается в систему инновационных коммуникаций, где определяет степень и форму участия, а также метод реализации государственных интересов. При благоприятных макроэкономических показателях (ставки процентов, налогов, масштаб национальных кредитных ресурсов) происходит ускорение товарооборота новшеств, в то время как при неблагоприятных условиях происходит неизбежное разрушение созданных отношений между участниками реализации инновационных проектов.
Необходимо отметить, что в промышленно развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности осуществляется в основном из негосударственных источников. На внутреннем российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение инновационных проектов, то есть отсутствует реальный платежеспособный спрос на передовые технологии и промышленные нововведения. В связи с этим формируется система специализированных фондов, предоставляющих организациям или предприятиям безвозвратные субсидии или кредиты для их целевого использования — финансирования НИОКР и инновационной деятельности.