• возникшее чувство неопределенности из-за слабой информированности о последствиях перемен;
• боязнь уменьшения своих полномочий в принятии решений и доступе к информации;
• отсутствие четкого убеждения в позитивных результатах.
Существуют шаги, с помощью которых можно нейтрализовать сопротивление сотрудников, а именно:
1) широкое обсуждение мероприятий по проведению изменений, что помогает убедить сотрудников в их необходимости;
2) коллегиальное принятие решений по проведению изменений и совместная разработка алгоритмов их проведения;
3) повышение квалификации сотрудников, что помогает им адаптироваться к новым требованиям;
4) материальное и моральное стимулирование, включающее повышение оплаты труда, продвижение по службе, улучшение условий труда и др.;
5) составление четкого и понятного графика проведения мероприятий;
6) поэтажное проведение изменений, дающее возможность постепенного привыкания к новым условиям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что залогом успешной реализации выбранной стратегии является умелое и гибкое проведение стратегических изменений.
Выбор конкретной стратегии в организации осуществляется в следующем порядке (рис. 6)[8]. На первом этапе осуществляется процесс разработки стратегии исходя из внешних условий организации. Подробно изучается внешняя среда (рынки сбыта), которые подразделяются на стратегические зоны хозяйствования (СЗХ). Для каждой из них:
• определяются потребности продукта в зоне хозяйствования;
• выявляются потенциальные потребители и их требования к качеству продукции;
• изучаются конкуренты, работающие в выбранной зоне, их продукция, технические возможности и конкурентная позиция организации в целом.
На втором этапе определяется номенклатура продукции, с которой организация собирается войти в выбранную стратегическую зону хозяйствования, и параллельно изучаются возможности организации для реализации продукции и услуг в данной зоне. Пересматривается вся действующая номенклатура продукции и разрабатываются предложения по ее расширению или сокращению. Одновременно ведется работа по созданию новых услуг, проверяются экономические, технические и организационные возможности организации в отношении приобретения и доставки необходимых ресурсов либо изготовления их собственными силами. В результате выполнения первых двух этапов фирма может выработать свою стратегию в заданном регионе и в заданный период времени. Таких стратегий может быть великое множество, но мы выделим несколько видов, наиболее часто встречающихся. Стратегия ограниченного роста — предполагает рост цели развития от достигнутого уровня с учетом изменяющихся внешних условий. Такой подход свидетельствует о том, что организация довольна своими результатами и степенью удовлетворения потребностей и старается сохранить свое место в условиях изменяющейся внешней среды. Стратегия последнего средства — предполагает планирование выпуска продукции меньше уровня прошлого года. Это означает, что организация определяет то количество продукции, которое она может выпустить исходя из имеющихся ресурсов и, следовательно, не может достичь большего. Такую стратегию выбирают организации, финансовое положение которых ухудшается. Комбинированная стратегия — предполагает сочетание рассмотренных выше стратегий. Такой тип стратегии выбирается в условиях реконструкции организации и подготовки производства изделий, ранее ею не выпускаемых. В подобные в случаях одни виды производств ликвидируются, другие организуются вновь.
На третьем этапе разрабатываемые стратегии проверяются на соответствие выбранным целям организации с учетом спроса, технологии на всех стадиях жизненного цикла изделий или срока действия организации. Один из наиболее распространенных приемов формирования стратегии предполагает построение матрицы возможностей продаж и регионов.
На четвертом этапе стратегия окончательно доводится до реализации с помощью матрицы, каждый квадрат которой фиксирует конкретную стратегию и ее элементы.[9]
Опыт разработки стратегий показывает, что перечисленные выше этапы стратегий разрабатываются и последовательно, и параллельно. Последовательно — когда стратегию разрабатывают сформированные заранее группы, и параллельно — когда отдельные элементы стратегии разрабатываются отдельными функциональными подразделениями. Как отмечалось выше, на четвертом этапе осуществляется доводка общей стратегии до конкретных целей развития организации с обязательным учетом стадий жизненного цикла продукта. На этом этапе происходят также выбор и оценка альтернативных решений с целью эффективного использования технических, организационных и экономических возможностей организации.
На пятом этапе дается оценка выбранной стратегии и разрабатываются конкретные действия организации по ее реализации, а также выбранная стратегия оценивается по элементам (действиям).
ВЫВОД
1. Под стратегией организации понимаются разработка и определение целей и задач организации, нашедшие конкретное выражение в годовых и перспективных планах, позволяющих предвидеть и зафиксировать будущее состояние организации в текущий момент времени.
2. Выбор стратегии развития организации неразрывно связан с такими понятиями стратегического управления, как потенциал и конкурентоспособность.
3. Потенциал организации представляет собой совокупность всех средств по выпуску продукции и оказанию услуг и определяет такую важную характеристику организации, как конкурентоспособность.
4. Конкурентоспособность организации характеризует ее способность вести эффективную конкурентную борьбу за рынки сбыта.
5. Существует несколько видов стратегического управления: управление на уровне корпораций — портфельная стратегия; управление на уровне отдельных организаций, входящих в корпорацию — деловая стратегия; управление на уровне отдельных подразделений — функциональная стратегия.
6. Для выбора конкретной стратегии развития необходимо учитывать цели, которые ставят перед собой организации, а также признаки, по которым проводится классификация стратегий. Признаками классификации могут быть: степень охвата рынка, качество выпускаемой продукции, уровень издержек, уровень цен и др.
7. Для реализации выбранной стратегии необходимо проводить стратегические изменения, характер которых зависит от потенциала организации и ее способности эффективно работать в новых условиях. Стратегические изменения как правило носят комплексный характер и охватывают изменения в организационной структуре, в технологии производства продукции, мотивации персонала и организационной культуре.
8. Выбор конкретной стратегии в организации осуществляется в определенной последовательности, в зависимости от конкурентной позиции данной организации в отрасли.
9. Выбранная стратегия проверяется на соответствие выбранным целям организации и доводится до реализации с учетом необходимых требований к выпускаемой продукции со стороны рынка потребителей.