ВВЕДЕНИЕ
Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия.
Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке. Профессионализм и интуиция менеджера являются немаловажными элементами успешного управления, также как и участие коллектива в делах предприятия.
Объектом изучения в данной работе является вся система управления организацией; предметом – организация в целом и методы управления деятельностью предприятия.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение предприятия, как субъекта хозяйствования, основных функций управления предприятием, а также понятие и сущность стратегического планирования.
Задачи:
· рассмотреть предприятие, как субъект хозяйствования;
· выделить основные функции управления предприятием;
· объяснить теоретическую основу стратегического планирования.
1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Главная задача предприятия состоит в удовлетворении потребности рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли. Важно знать, что каждое предприятие или фирма является юридическим лицом, имеет замкнутую систему учета и отчетности, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием и товарный знак. В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как: изучение рынка товаров; инновационная деятельность; производственная деятельность; коммерческая деятельность; послепродажный сервис; экономическая и социальная деятельность. Изучение рынка товаров или ситуационный анализ необходим для комплексного исследования: рынка; уровня конкурентоспособности и цен на продукцию; различных требований покупателя товаров, методов формирования спроса и каналов товарооборота; внешней и внутренней среды предприятия. Инновационная деятельность охватывает научно-технические разработки, технологическую и конструкторскую подготовку производства; внедрение технических, организационных и других нововведений; формирование инвестиционной политики на ближайший период, определение объема необходимых инвестиций и т.д. Важнейшими мероприятиями производственной деятельности, из которых она состоит можно считать: обоснование объема изготовления продукции определенной номенклатуры и ассортимента соответственно требованиям рынка; формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и каждого вида продукции, их оптимизацию относительно производственных возможностей предприятия; сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год прогнозируемого периода; обеспечение производства необходимыми материально техническими ресурсами; разработку и соблюдение согласованных во времени оперативно-календарных графиков выпуска продукции. От масштаба и качества коммерческой деятельности предприятия наиболее зависит финансовая результативность производства, которую характеризует величина получаемой прибыли. Необходимым условием достижения является реклама и организация сбыта своей продукции, развитие системы товарных бирж, стимулирование покупателей. Послепродажный сервис ― охватывает пусконаладочные работы в сфере эксплуатации купленных на рынке товаров, их гарантийное техническое обслуживание на протяжении определенного периода, обеспечение необходимыми запчастями и проведение ремонтов во время нормативного срока службы. Экономическая деятельность включает: стратегическое и текущее планирование; учет и отчетность; ценообразование; систему оплаты труда; ресурсное обеспечение производства; внешнеэкономическую и финансовую деятельность. Социальная деятельность существенно влияет на эффективность всех перечисленных видов деятельности, результативность которых непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и компетентности всех категорий работников, от действенности применяемого мотивационного механизма, от постоянно поддерживаемых на необходимом уровне условий труда и трудовых отношении. Предприятие имеет определенные признаки:
- производственно-техническое единство (общность продукции, что изготавливается, процессов ее производства, определенный состав производственных фондов, единая техническая политика, совместное вспомогательное и обслуживающее хозяйство);
- организационно-социальное единство (наличие единого трудового коллектива, руководства и администрации предприятия, присвоение предприятию реквизитов и прав юридического лица);
- финансово-экономическая самостоятельность (возможность самостоятельно определять направления экономического развития, направления распределения и использования прибыли предприятия, формы и размеры материального стимулирования, единая система планирования и учета).
1. В зависимости от цели и характера деятельности: коммерческие (самостоятельное получение прибыли); некоммерческие (учебные заведения; медицина, наука и т.д.).
2. В зависимости от форм собственности имущества: частные, т.е. принадлежат отдельным гражданам с правом найма рабочей силы; коллективные, т.е. базирующиеся на собственности трудового коллектива; коммунальные основанные на базе собственности соответствующей территориальной общности; государственные - основанные на государственной собственности.
3. В зависимости от национальной принадлежности капитала: национальные; иностранные; смешанные (совместные).
4. В зависимости от правового статуса и форм хозяйствования: единоличные (собственность одного лица или семьи); кооперативные (добровольное объединение граждан с целью совместного хозяйствования); арендные (временное владение и пользование имуществом); хозяйственные общества (объединение предпринимателей).
5. В зависимости от отрасле-функционального вида деятельности: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, инновационно-внедряющие, лизинговые, банковские, страховые туристические и т.д.
6. В зависимости от технологической (территориальной) целостности и степени подчиненности: основные (материнские); дочерние; ассоциированное (формально самостоятельное, но по разным причинам зависит от головной фирмы и должно подчиняться ее стратегическим целям); филиалы (не имеют юридической и хозяйственной самостоятельности).
7. В зависимости от количества работников: крупные; средние; малые.
Под структурой любого предприятия понимают его внутреннее устройство, характеризующее состав подразделений и систему связей, подчиненности и взаимодействия между ними. Различают производственную и общую структуру предприятия. Основную деятельность каждого предприятия составляют производственные процессы, которые выполняются в определенных подразделениях. Именно состав этих подразделений и характеризует производственную структуру предприятия.