Продолжение таблицы.
Прямоточности |
Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. Она бывает горизонтальной и вертикальной (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления). |
Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации. [4]
Наука и практика выработали инструментарий (методы) изучения состояния действующей системы управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой системы (табл.2).
Таблица 2. Классификация методов анализа и построения системы управления персоналом организации
Методы обследования (сбор данных) |
Методы анализа |
Методы формирования |
Методы обоснования |
Методы внедрения |
Самообследо-вание |
Системный анализ Экономический анализ |
Системный подход |
Аналогий Сравнений Нормативный |
Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления |
Интервьюиро-вание, беседа |
Декомпозиции |
Аналогий |
Экспертно-аналитический | |
Активное наблюдение в течение рабочего дня |
Последовательн ой подстановки Сравнений |
Экспертно- аналитический Параметрический Блочный |
Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта |
Привлечение общественных организаций |
Моментные наблюдения |
Динамический Структуризации целей |
Моделирование функционально-стоимостной анализ |
Расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов |
Функционально-стоимостной анализ |
Фотография рабочего дня |
Экспертно-аналитический нормативный |
Структуризации целей |
Продолжение таблицы.
Анкетирование |
Параметрический Моделирования |
Опытный Творческих совещаний | ||
Изучение документов |
Функционально-стоимостной анализ |
Коллективного блокнота Контрольных вопросов | ||
Функционально-стоимостной анализ |
Главных компонент Балансовый Корреляцион-ный и регрессионный анализ Опытный Матричный |
Метод 6-5-3 Морфологичес-кий Анализ |
Функционально-стоимостной анализ |
Раскроем сущность некоторых из методов.
Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления персоналом. Системный подход ориентирует исследователя на изучение системы управления персоналом в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления персоналом являются не только другие подсистемы системы управления данной организации (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т.п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т.п.). [8]
Процессы руководства и руководитель являются неотъемлемыми элементами организации. Руководство – это доминирующее и направляющее влияние на поведение членов организации для достижения организационных и личных целей, опирающееся на властную позицию и авторитет. На эффективность руководства влияют следующие его компоненты:
· руководитель, обладающий необходимыми для управления людьми качествами;
· властная, командная позиция (руководящая должность), располагающая ресурсами влияния;
· авторитет и связанные с ним отношения неформального влияния;
· группа, подчиненные, обладающие индивидуальными особенностями и находящиеся в системной взаимозависимости и интерактивном взаимодействии;
· общая цель и конкретизирующие ее задачи;
· организация (организационная структура), упорядочивающая и усиливающая руководящее воздействие;
· внешняя среда, в которой осуществляется руководство;
· ситуация, отражающая динамичные, относительно изменчивые во времени факторы, которые влияют на руководство.
Важнейшим компонентом эффективного руководства является лидерство (от англ. leader – ведущий, вождь). Руководитель, обладающий всеми качествами лидера – идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения. Роли и функции руководителя определяют его место в трудовом коллективе.И. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:
· роль лидера, обладающего высоким авторитетом и способностью влиять на других людей;
· роль администратора – эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;