Следует отметить, что, хотя транснациональный характер деятельности ТНК давно перешел экономические границы и связывается с решением многих социальных и политических проблем, все же подавляющая часть определений до настоящего времени носит главным образом экономический характер.
Обобщая чисто экономические критерии, среди факторов их измерения можно выделить следующие: число иностранных государств, в которых они действуют; процент денежной массы, выплачиваемой за рубежом; процент иностранных капиталовложений; число занятых за рубежом; процент прибыли, получаемой из других стран; процентное соотношение продукции и прибыли, получаемой от нее в странах базирования и за рубежом; общий уровень продаж за рубежом.
Для определения понятия ТНК используются также коэффициенты соотношения зарубежных и всех продаж, зарубежной и всей прибыли, соотношение занятых за рубежом и всех занятых; данные увеличения и сокращения имущества и вкладов за рубежом, увеличения и сокращения прибыли за рубежом, выявление их соотношения с аналогичными показателями страны, где расположены ТНК. Происходит ли это изменение пропорционально или наблюдается определенная диспропорция?
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, должен сказать, что, хотя и проделана большая работа по определению ТНК, тем не менее проблема самой дефиниции остается. На мой взгляд, она связана с тем, что прежде всего необходимо разделить понятия "многонациональная" и "транснациональная" корпорация. Я полагаю, что мультинациональные или многонациональные корпорации - это такие корпорации, которые осуществляют определенную деятельность в других странах, но она не оказывает качественно большого влияния на индустриализацию и другие процессы, прежде всего политические и экономические, протекающие в этих странах. Транснациоанальные корпорации - это такие предприятия, деятельность которых носит наднациональный, надгосударственный характер и ведет к созданию и управлению связей, стоящих над государствами, оказывает очень активное влияние на процессы, протекающие в других странах.
В плане конкретизации ТНК за основу можно принять следующий критерий:
• достаточно крупный размер фирмы, позволяющий использовать весь арсенал средств эффективной международной деятельности;
• элементы монопольного положения на рынке;
• интернациональная производственная структура с развитым внутрифирменным разделением труда;
• значительная доля зарубежных операций в общей деятельности, транснациональный характер операций;
• верховенство центра при принятии стратегических решений и контроль всех звеньев;
• единая глобальная стратегия.
По моему мнению, ТНК можно определить как институт или организацию, осуществляющую производство или услуги, не менее, чем в шести странах, в которых не менее 25 % зарубежных занятых и не менее 25 % капиталовложений за рубежом. Деятельность данного предприятия-института, его управление и интересы обусловлены не внутренними, а внешними факторами, причем нужды местного развития, как правило, либо игнорируются, либо мало принимаются во внимание, и сама деятельность связана прежде всего с глобальной капиталистической экономикой.
Основой глобализации, ее главной движущей силой, несущей конструкцией всей современной международной экономики являются транснациональные корпорации, для которых заграничная деятельность имеет не менее, а все чаще и более важное значение, чем внутренние операции.
В докладе ООН об иностранных инвестициях роль ТНК и прямых иностранных инвестиций как основных компонентов глобализации определяется следующим образом: "В результате все более либеральной политики и технологических достижений и под давлением конкуренции глобализация все в большей мере формирует современную мировую экономику.
Прямые иностранные инвестиции транснациональных корпораций играют сейчас важнейшую роль в соединении многих национальных экономик и создании интегрированной интернациональной производственной системы — производственного ядра глобализируемой мировой экономики"( World Investment Report 1995. U.N., 1995. стр.1).
О том же идет речь и в новейшем исследовании Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), изданном в 1997 г.: "Прямые иностранные инвестиции продолжают являться движущей силой процесса глобализации, характерной для современной международной экономики. Нынешний бум в сфере прямых иностранных инвестиций свидетельствует о все более важной роли, которую играют транснациональные корпорации в развитых и развивающихся странах".(Ibid. 1997. U.N.,N.Y., 1997.стр.15)
ТНК размещают в разных странах свои материальные и нематериальные активы (капитал, технологию и НИОКР, организационный и управленческий опыт, торговые звенья) с целью повысить свою конкурентоспособность и эффективность, находящую выражение в прибыли. Вместе с тем деятельность ТНК укрепляет ресурсную и производственную базу принимающих стран, расширяет их экспортные возможности, способствует реструктуризации их экономики и в результате улучшает их экономическое положение. В принципе ТНК оказывают позитивное воздействие и на экономику тех стран, "откуда они родом", где находятся их штаб-квартиры.
Каковы движущие силы, превращающие крупную компанию в транснациональную? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться с первого взгляда. И стандартное соображение — погоня за прибылью — хотя и справедливо, далеко не достаточно для объяснения. Поскольку здесь действует целый ряд причин, причем не во всех случаях они одинаковы.
В одних случаях это, конечно, то, что называется экономикой, или эффектом масштаба. Выходя все больше на глобальные рынки, компании наращивают производство, "набирают вес", становятся крупнее, а вместе с тем эффективнее. Однако в авиационной промышленности крупнейший производитель — американский "Боинг" так и не превратился в ТНК (все производство сосредоточено в США), хотя и связан с поставщиками и субподрядчиками в десятках стран. То же самое справедливо в отношении другого производителя в этой же отрасли — европейской компании "Эрбас индастриз", состоящей из четырех отдельных фирм в четырех европейских странах, где только и находится их производство.
Особого внимания заслуживает другая форма эффекта масштаба, какую представляет, например, компания "Кока-Кола". Здесь решающую роль играют масштабы не производства, а сбыта, маркетинга на основе сети независимых фирм, действующих по лицензии главной компании.
Другой фактор в создании ТНК — вертикальная интеграция, связанная с приобретением фирм-поставщиков или фирм-потребителей. Так обеспечиваются гарантии устойчивости для источников снабжения или каналов сбыта. И если поглощаемые фирмы находятся за границей, головная компания превращается в транснациональную.
Третий фактор — конкурентная борьба в масштабах мирового рынка. Крупные компании, выросшие в конкурентной среде, характерной для развитых стран, наилучшим образом приспособлены к этой борьбе.