- конфликтность матричных структур. В гибких матричных структурах нередко возникают социально-психологические конфликты двух видов: во-первых, между руководителями проектов и руководителями отделов (цехов, управлений), имеющими разные и часто противоречивые интересы или, что еще хуже, различные ценностные ориентации; во-вторых, между рядовыми исполнителями и руководителями проектов по поводу их занятости в проектах и содержания ролевых обязательств.
Но следует сказать, что при всех недостатках матричные структуры все более часто применяются в современных организациях самых различных типов благодаря их адаптируемости к изменениям внешней среды.
Свободные структуры организационного устройства в наибольшей степени приспособлены к изменениям в рыночном и институциональном внешнем окружении организации. Более того, они эффективно работают именно в условиях неопределенности основных уровней внешней среды.
В организации со свободной структурой отсутствует четкая, фиксированная схема управления с устойчивыми связями между отдельными структурными единицами организации. Здесь все подразделения, составляющие организацию, постоянно меняют свою конфигурацию.
Достижение целей в такой организации основано на постоянном изменении состава и конфигурации подразделений путем передачи частей своих ресурсов другим подразделениям. Так, достаточно крупное подразделение организации (отдел или сектор), приспособляясь к изменяющейся рыночной или институциональной внешней среде, постоянно передает в другие подразделения или, наоборот, принимает от них более мелкие структурные единицы (лаборатории или рабочие группы). Например, если организация должна срочно вывести на рынок не новый готовый продукт, а полуфабрикат, то подразделению, изготавливающему этот полуфабрикат, передают рабочие группы специалистов по сбыту, маркетингу и т.д.
В настоящее время организации со свободной структурой весьма редки на практике. Основными трудностями при внедрении структур такого рода являются необыкновенно сложное управление подразделениями организации с целью координации их деятельности, невозможность централизации управления, путаница во взаимоотношениях внутри организации и с внешним окружением, постоянно возникающая напряженность и возникновение конфликтных ситуаций. Однако в случае тщательной научной разработки такой структуры она может стать буквально незаменимой для организаций, работающих в сложных и постоянно изменяющихся условиях.
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, региональная, матричная, продуктовая, ориентированная на потребителя.
Характеризуя в целом организационные структуры, можно отметить:
1) не бывает идеальных, совершенных структур, но каждая структура может быть достаточно эффективной при определенных обстоятельствах, поэтому необходимо постоянно взвешивать достоинства и недостатки каждой организационной структуры, прежде чем их использовать; 2) структура любой организации или ее части должна соответствовать целям организации, более того, должна формироваться на основе дерева целей; 3) социальные структуры организации зависят не только от целей, но и от других организационных компонентов - организационной технологии, состава участников производственного процесса, культуры членов организации.
Приложение 1
Таблица.1.1
Основные понятия организационных структур
№ п/п |
Составляющая |
Сущность и содержание |
1 |
Элемент |
Первичная, неделимая составляющая структуры, представляющая, как правило, единичную позицию; рабочее место, контрольный пункт, оборудование . |
2 |
Звено |
Последовательно выделяемая, специализированная составляющая, подразделение организационной структуры, объединяющее элементы |
3 |
Орган |
Одно или несколько объединяемых звеньев и элементов структуры, выполняющих постоянно закрепляемые за ним законченные функции |
4 |
Линейная связь |
Связь между элементами, звеньями и органами структуры, обеспечивающая осуществление всей совокупности функций |
5 |
Функциональная связь |
Связь между функциональным и любым другим элементом, звеном, органом структуры, специализирующаяся на конкретном спектре функций |
6 |
Уровень |
Горизонталь, определяющая равнозначное положение элементов, звеньев и органов структуры |
7 |
Ступень |
Совокупность элементов, звеньев и органов, расположенных на одном уровне структуры |
8 |
Иерархия |
Вертикаль, определяющая соподчиненность выше и ниже расположенных составляющих структуры |
9 |
Делегирование |
Предоставление конкретных полномочий (прав, обязанностей, ответственности) нижестоящим элементам, звеньям или органам структуры |
10 |
Ротация |
Взаимное замещение персоналий, элементов, звеньев, органов, функций, полномочий в рамках структуры |
Приложение 2
Таблица 1.2