Выводы
Сегодня фирма находится в выгодном экономическом положении, занимая высокую позицию в конкурентной среде. Профили нынешней и желаемой организационных культур имеют незначительные расхождения. Это позволяет говорить о том, что в настоящее время в «Эрудите» сложилась оптимальная организационная культура с преобладанием клановых коллективистских ценностей, которая не сталкивается с серьезными проблемами. В этом смысле малая численность коллектива способствует эффективности управления, так как он однороден, в нем отсутствуют расколы. По итогам исследования организационной культуры фирмы «Эрудит» с помощью типологии Камерона и Куинна и вопросника OCAI, можно сделать несколько выводов:
1. Организация имеет выраженный внутренний фокус интеграции.
2. Клановые ценности дружественности, сплоченности, приверженности делу и совместной работы превалируют в организационной культуре фирмы.
3. Эрудит является надежным местом работы, гарантирующим долгосрочную занятость. Фирма имеет стабильный доход и каналы поставки.
4. Организация имеет невысокий уровень ориентации на конкурентную борьбу, что обусловлено небольшим числом конкурирующих компаний в городе и тем, что среди них фирма и без того занимает стабильно лидирующую позицию. В этой связи нет необходимости в смене ориентиров с внутреннего фокуса на внешний, тем более что такие изменения вряд ли будут встречены с одобрением.
5. Дальнейшее развитие фирмы, расширение ассортимента товаров и услуг скорее всего возможно вести даже более высокими темпами, чем оно идет сейчас, это встретит одобрение со стороны работников при условии сохранения целостности коллектива.
6. В свете полученных результатов, говорящих об оптимальности организационной культуры «Эрудита», в качестве главной рекомендации можно указать поддержание дружественной атмосферы в коллективе. Так как выявлена необходимость в постановке новых задач и дальнейшем расширении поля деятельности и готовность сотрудников работать над прогрессивными изменениями, стоит отметить, что какая-либо новая деятельность не должна нарушать сложившейся доверительной обстановки. В частности, деятельность сотрудников должна оставаться командной, должна сохраняться возможность подмены ими друг друга, если это возможно по специфике деятельности, информация о нововведениях должна распространяться открыто.
Проведенное исследование не выявило выраженных проблем в организационной культуре фирмы. Методика диагностики организационной культуры OCAI показала себя как простой и удобный метод исследования. Как мне кажется, для более полной диагностики организационной культуры необходимо сочетание OCAI с другими способами исследования, как то: интервью, опросы с использованием других оценочных методик, наблюдение. Возможно, при более детальном рассмотрении организационной культуры фирмы удалось бы вскрыть какие-либо противоречия и на их основании дать более развернутые рекомендации, чем те, что позволяет сделать методика OCAI.
Приложение
Вопросник OCAI
Здравствуйте!
Эта анкета - часть исследования по диагностике корпоративной культуры предприятия. Пожалуйста, примите участие в нашем опросе. Он полностью конфиденциален, ответы не будут использоваться для установления личности респондентов.
При заполнении следуйте инструкциям, указанным в анкете.
Заранее спасибо за содействие.
Часть 1. Нынешняя организационная культура (какой Вы видите её сегодня).
Каждый из вопросов предполагает четыре альтернативных варианта ответа. Распределите 100 баллов среди вариантов ответов в том весовом соотношении, которое наиболее соответствует Вашей организации. Наибольшее количество баллов следует давать той альтернативе, которая более всего напоминает вашу организацию.
Например: А – 60, Б – 20, В – 15, Г- 5. Сумма проставленных баллов обязательно должна быть равной 100, при этом возможно проставление нулей.
1. Важнейшие характеристики нынешней компании. | |||||
А |
Организация уникальна и подобна большой семье. | ||||
Б |
Организация очень динамична и проникнута новаторством | ||||
В |
Организация ориентирована на результат, для людей характерно достижение поставленной цели. | ||||
Г |
Организация жестко структурирована и строго контролируется. | ||||
Всего 100 | |||||
2. Стиль руководства (в общем), принятый в настоящее время в организации, характеризуется: | |||||
А |
Заботой и поддержкой руководителя по отношению к починённым. | ||||
Б |
Поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы. | ||||
В |
Высокой требовательностью, стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений. | ||||
Г |
Требованием полного подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях при гарантированной занятости. | ||||
Всего 100 | |||||
3. Стиль управления работниками, принятый в настоящее время в организации, характеризуется: | |||||
Заботой и поддержкой руководителя по отношению к починённым. | |||||
Поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы. | |||||
Высокой требовательностью, стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений. | |||||
Требованием полного подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях при гарантированной занятости. | |||||
Всего 100 | |||||
4. Организацию сегодня связывает в единое целое | |||||
А |
Преданность делу и взаимное доверие. | ||||
Б |
Приверженность новаторству и стремление быть на первых рубежах. | ||||
В |
Акцент на достижении цели, выполнении поставленной задачи. | ||||
Г |
Формальные правила и официальная политика. | ||||
Всего 100 | |||||
5. Стратегические цели сегодня: | |||||
А |
Организация заостряет внимание на развитии сотрудников. Поощряется командная работа. | ||||
Б |
Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и использование возможностей. | ||||
В |
Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке. | ||||
Г |
Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего контроль и плавность всех операций. | ||||
Всего 100 | |||||
6. Критерии успеха сегодня: | |||||
А |
Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности работников делом. | ||||
Б |
Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор. | ||||
В |
Организация определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха – лидерство на рынке. | ||||
Г |
Организация определяет успех на базе рентабельности и низких производственных затрат. | ||||
Всего 100 | |||||