Введение
Актуальность. Ресторанный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса. Это предприятие, которое объединяет в себе искусство и традиции, механизмы деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию формирования потенциальной аудитории.
Из года в год ресторанный бизнес стремительно развивается. Идет серьезная конкурентная борьба за посетителей. Именно этот фактор заставляет топ-менеджеров продумывать не только основную стратегию и стиль деятельности ресторана, но и детали, придающие заведению уникальность и неповторимость.
Только при формировании грамотно разработанной концепции и последовательного комплексного внедрения всех составляющих ресторанного бизнеса, гарантирован успех в развитии деятельности ресторана.
Рестораны играют довольно важную роль в жизни человека. Кроме удовлетворения физиологических нужд в питании, «выход» в ресторан несет важную социальную функцию.
Человеку нужно не только поесть, но и пообщаться. Рестораны - это одни из немногих мест, где работают все органы чувств, которые генерируют общее чувство удовлетворения. Вкус, зрение, обоняние, тактильные ощущения объединяются в оценке кушаний, обслуживания и атмосферы ресторана.
Эффективная работа ресторана зависит от нескольких факторов. Как и любая сложная система, ресторан начинается с замысла его основателей и заканчивается контролем функционирования учреждения.
Главную роль в этом выполняет практическая философия его владельца и/или директора. Ее раскрывает подход к ведению бизнеса, который определяет этические и моральные ценности, что реализуются в процессе функционирования предприятия. Главная идея основателей ресторана определят его кредо, и призвана максимально удовлетворять посетителей.
Целью данной работы является обоснование создания ресторана в г. Харькове, его характеристика и определение затрат при его создании. В связи с этим выделяют следующие задачи:
· определение целей, задач и организационной формы ресторана;
· расчет затрат на регистрацию с учетом патентов и лицензий;
· выбор формы налогообложения, учета и отчетности;
· обоснование количественного и качественного состава работников и методов их мотивации;
· определение место фирмы на рынке и стратегию функционирования.
Предмет исследования – технико-экономическое обоснование создания нового бизнеса.
Объект исследования – созданный ресторан «Вильнюс», располагающийся в городе Харькове.
Раздел 1. Цели, задачи и организационная форма предприятия
Ресторанный бизнес на Украине переживает настоящий бум. За последний год количество предприятий общепита увеличилось на 25-30 процентов, и это еще не предел, их количество будет расти в различных сегментах. К сожалению, определенная часть из них исчезнет, так и не завоевав своего потребителя и не окупив вложенные инвестиции. И эта часть – не такая уж мала, как может показаться. Ошибок при создании ресторана (кафе, бара, фаст-фуда, клуба) совершается очень много даже профессионалами, не говоря уже о новичках в этом бизнесе.
Конечно же, если знать заранее о возможных ошибках, можно их полностью избежать или хотя бы уменьшить их воздействие. Проблема состоит в том, чтобы захотеть это сделать. На первый взгляд ресторанный бизнес кажется очень простым: несколько хороших идей, модный дизайнер, профессиональный персонал плюс качественный промоушн – и успешный ресторан готов. Но как бы не так. И дело не в том, что занимаются этим непрофессионалы – на украинском рынке много профессиональных и опытных людей. Дело в самом рынке – конкуренция растет, потребители становятся более требовательными.
Как же построить успешный ресторанный бизнес?
Основа концепции любого предприятия общепита связана с маркетингом, именно эта наука дает ответы на вопросы: какими будут клиенты будущего заведения, какой тип кухни, обслуживания, интерьера они предпочитают, какую сумму готовы платить за посещение, откуда они приедут в это заведение и почему. Чтобы ответить на эти вопросы и многие другие, используются два основных метода: метод экспертной оценки (осуществляется экспертами в этой области: специалистами по маркетингу, технологии, обслуживанию) и метод маркетинговых исследований. Использование этих двух методов позволяет не только избежать ошибок, но в определенной мере гарантировать успех предприятия.
За последние 10 лет сильно поменялись цели посещения ресторанов: если раньше главной целью был отдых, развлечение, то сейчас главная цель – это семейный отдых, встреча с друзьями, вкусная кухня.
Поэтому существует большая вероятность успеха созданного ресторана, так как он будет предназначаться как для семейного отдыха, так и для встреч с друзьями (в ресторане будет как минимум два зала). Данного типа заведений в городе еще очень мало. Что касается выбора кухни, то она будет европейская, т.е. будут включены лучшие блюда украинской, итальянской, английской, французской кухни, и, конечно же, блюда от шеф-повара [1].
Итак, целесообразность и необходимость создания данного заведения были доказаны. Далее для успешного создания ресторана необходимо определить миссию и цели создания данного заведения.
Миссия ресторана – объединение лучших блюд европейской кухни для удовлетворения желаний самых требовательных клиентов в комфортной и уютной обстановке.
Выделяют долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели [2]. Для начала определим долгосрочные цели ресторана:
· завоевание лидерства на рынке общественного питания и предоставления наилучшего обслуживания;
· постоянноое улучшение обслуживания клиентов, ассортимента блюд и создание определенного имиджа данного ресторана: вкусная кухня, качественное обслуживание, приятная атомосфера, сформировать доверие клиентов к нашему ресторану;
· обеспечить оптимальные условия работы для всего персонала, эффективную систему мотивации и создать дружескую атомосферу;
· окупление первоначальных затрат, стабильная прибыль с возможностью увеличения;
· возможность роста, т.е. создание сети ресторанов.
Краткосрочными целями будут:
· наладить постоянный контакт с поставщиками для бесперебойной доставки продуктов;
· быстрое распротранение информации о данном ресторане для привлечения клиентов и увеличения их количества;
· работать без убытков и с получением возрастающей прибыли;
· сформировать рабочий коллектив с профессионалов, отданных своему делу;
· окупление первоначальных затрат в течении года.
Это перечень стратегических целей, но при их реализации могут возникать оперативные цели (например, в рамках рекламной кампании провести какие-либо акции для быстрого привлечения клиентов), которые не менее важны стратегических [3].
Выбор названия ресторана является очень важным фактором, от которого зависит успешность завлечения клиентов. Так как данный ресторан предназначен для семейного отдыха и отдыха с друзьями, а кухня – европейская, то и название должно быть соответствующим. Данный ресторан будет называться «Вильнюс». Вильнюс – это город, находящийся на юге Литвы, который очень любят как украинские, так иностранные туристы. Он расположен у слиянии рек Вилии и Вильни. Этот город является одним из самых романтичных мест Европы. Это все и повлияло на выбор данного названия.