Неприемлемо большой срок окупаемости при продолжении общего экономического спада.
Сокращение числа рабочих мест в тепловозном хозяйстве, увеличение штата в службе энергоснабжения, необходимость развития социальной инфраструктуры в районах сооружаемых тяговых подстанций.
Вынужденная ориентация на докупку материалов, оборудования, электровозов преимущественно за пределами Украины.
АЛЬТЕРНАТИВА "НЕТ - НЕ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАТЬ".
Возможные положительные последствия ("за")
Использование средств, не расходуемых на электрификацию, в других важных проектах и сферах, где они могут дать дороге более быструю отдачу.
Использование имеющегося в Украине потенциала тепловозостроения.
Сохранение стабильности штата по причастным службам дороги и социальной стабильности. Возможные отрицательные последствия ("против")
Зависимость объемов и себестоимости перевозок, доходов дороги от обеспеченности дизельным топливом и его стоимости.
Отсутствие кратчайшего электрифицированного хода "Восток - Запад" по Украине, весьма привлекательного для высокорентабельных транзитных внешнеторговых перевозок.
На основе этого списка "за" и "против" можно переходить к выработке критериев принятия решений и их разделению на "ограничения" и "желательные характеристики". Критерии-ограничения выделяют по принципу: "Какую бы альтернативу мы ни выбрали, она должна . ". Ограничения и желательные характеристики должны быть максимально конкретными и применимыми к обеим альтернативам.
В нашем случае список раздельных критериев может иметь примерно такой вид:
Ограничения:
Срок окупаемости капиталовложений - не более 8 лег.
Связанный с реализацией альтернативы рост тарифов не должен превышать среднего темпа инфляции.
Сокращения и переквалификация не должны затронуть более 10% штата причастных служб.
Желательные характеристики:
Сохранение и, в перспективе, увеличение объемов перевозок. Выполнение уставных сроков доставки грузов.
Обеспечение перевозок энергоресурсами, материалами и техническими средствами, производимыми в Украине.
После разделения критериев дальнейшие шаги выполняются в той же последовательности и по тем же методикам, что и в стандартном процессе принятия решения.
При выборе лучшей альтернативы в стандартном процессе принятия решений каждая альтернатива сравнивается с каждой другой, с учетом их положительных и отрицательных последствий. Число таких "перекрестных" сравнений, которые выполняют, чтобы не "потерять" действительно ценных альтернатив, растет лавинообразно:
Число сравниваемых альтернатив |
2 |
4 |
8 |
16 |
32 |
Число "перекрестных" сравнений |
4 |
24 |
112 |
480 |
1984 |
Планкетт и Хейл отмечают, что "трудности сравнения пятидесяти и более альтернатив практически непреодолимы" [19, с.96]. Этих трудностей можно избежать благодаря модификации стандартного процесса принятия решений. Такая модификация осуществляется на этапе установления и разделения критериев решения.
После того как критерии установлены, разделены на "ограничения" и "желательные характеристики", последним, как и в стандартном процессе, присваиваются баллы в соответствии с оценкой их важности. Балльные оценки важности по всем желательным характеристикам суммируются. Полученная итоговая оценка умножается на максимальный балл, который могут получить по принятой шкале желательные характеристики (например, на 10 при десятибалльной шкале). Таким образом, будет получен "идеальный" (максимальный) балл, которым была бы оценена "идеальная" альтернатива. Затем устанавливается некий минимальный балл. Те альтернативы, которые по желательным характеристикам в сумме не набирают минимального балла, просто не рассматриваются.
Например, если на железную дорогу придет приглашение от солидной зарубежной фирмы направить на профессиональную подготовку по транспортному маркетингу и менеджменту одного человека, то желающих будет больше, чем достаточно. Немало среди них будет и достойных кандидатур (альтернатив). Выбрать среди них одну - значит принять решение в многоальтернативной ситуации. Выбор упростится и будет объективным, если фирма сформулирует ограничения, а также желательные характеристики, важность которых оценена в баллах. Они выглядеть так:
Ограничения.
Возраст - не более 40 лет.
Владение английским языком - на уровне понимания американских коллег при общении на профессиональнее темы.
Желательные характеристики
1. Опыт работы на железной дороге на руководящих должностях (начиная с заместителя начальника крупной станции) - не менее 8 лет (оценка 10 баллов).
2. Наличие, наряду с высшим образованием по основной специальности, экономического или юридического образования (оценка 9баллов).
Навыки работы на компьютере (оценка 6 баллов).
Общительность, доброжелательность в отношениях с людьми (оценка 5 баллов).
Наличие ученой степени (оценка 4 балла). При таком списке желательных характеристик к десятибалльной шкале максимальный балл составляет
(10 + 9 + 6 + 5 + 4) * 10 = 340 баллов.
Минимальный балл определяется следующим образом. Можно установить, что по каждой из первых четырех желательных характеристик альтернатива (кандидатура) должна набрать не менее 5 баллов. По последней характеристике, по смыслу, может быть или 10, или 0 баллов.
Тогда минимальный балл составляет
(10 + 9 + 6 + 5) *5 + 4*0 = 150 баллов.
Все альтернативы с суммарными баллами ниже 150 отсеиваются.
Дальнейший алгоритм выбора лучшей из альтернатив с учетом их достоинств и недостатков - такой же, как и в стандартном процессе принятия решений.
Необходимость в инновационном (творческом, незапрограммированном) решении возникает тогда, когда организация (личность) сталкивается с проблемой, которая ранее никогда не встречалась. В этом случае отсутствуют готовые, очевидные или приемлемые альтернативы решения. Перед принимающим решения встает не вопрос: "Какую альтернативу выбрать?", а следующая проблема: "Как сделать так, чтобы ." (далее определяется цель принятия решения).
Ясно, что принятие такого решения невозможно без творческого подхода. Однако в производственных ситуациях, требующих инновационных решений, было бы неразумно всегда ожидать "творческого озарения", подобного таблице периодической системы элементов, которую Д.И. Менделеев увидел во сне.