Основной (торгово-оперативный) персонал - продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т.е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.
В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т.д.
Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т.д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д.
Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.
Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т.д.
Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.
Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, второю и третью категории. При этом продавец первой категории выполняет более сложные работы, на его долю приходится более ответственные функции, связанные с обслуживанием покупателей. Соответствующие различия имеются и в круге обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами второй и третьей категорий.
Соотношение количества продавцов различной квалификации в розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую долю в товарообороте занимают сложные по характеру отпуска товары, тем больше число продавцов высокой квалификации должно быть в штате магазина.
Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания.
Формы организации труда в торговле тесно связаны с организацией материальной ответственности. Как правило, в торговле существует два вида материальной ответственности: индивидуальная и коллективная (бригадная).
На работников "Магазин "Калач" возлагается материальная ответственность, т.е. обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию по их вине.
Действующим трудовым законодательством установлены два вида материальной ответственности за причиненный ущерб: ограниченная и полная.
Состав бригады формируется директором (заведующим) магазина. Один из членов бригады назначается бригадиром. При выбытии отдельных членов бригады или приеме новых работников (кроме бригадира) договор, как правило, не переоформляется. О выбытии членов бригады (не более 50%) в договоре делается отметка. Вновь принятый член бригады дает подписку на данном договоре о принятии материальной ответственности. При выбытии более половины членов бригады, а также при смене бригадира договор подлежит переоформлению.
При приеме в бригаду новых работников или выбытии из ее состава отдельных членов (кроме бригадира), а также при уходе в отпуск и возвращении их из отпуска вопрос о необходимости проведения инвентаризации решается бригадой совместно с этими работниками и по согласованию с администрацией.
Персонал предприятия подразделяется на следующие категории: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал. Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру персонала предприятия. Система показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия представлен в табл. 1-3.
Система показателей, характеризующих трудовой потенциал “Магазина “Калач” (2005 г.)
Таблица 1
Показатель | Всего | В том числе по категориям | ||||||||
Рабочие | Руководители | Специалисты | МОП | |||||||
чел | % | Чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. Среднесписочная численность персонала |
110,5 |
94 |
55,5 |
50,2 |
2 |
1,8 |
31 |
28 |
22 |
20 |
2. Структура по полу Мужчины Женщины |
36 74,5 |
33 67 |
17 38,5 |
30,6 69,4 |
0 2 |
0 100 |
8 23 |
26 74 |
11 11 |
50 50 |
3. Возрастной состав -до 18 лет -18-25 -26-36 -37-50 -Старше 50 |
0 49,5 25 23 13 |
0 45 23 20 12 |
0 32,5 4 9 10 |
0 59 7 16 18 |
0 0 1 1 0 |
0 0 50 50 0 |
0 12 14 5 0 |
0 38 45 16 0 |
0 5 6 8 3 |
0 23 27 34 13 |
4. Распределение по стажу работы -до 1 года -1-2 -2-5 -5 и более |
51,5 38 21 0 |
46 34 19 0 |
34,5 15 6 0 |
62 27 11 0 |
0 0 2 0 |
0 0 100 0 |
9 11 11 0 |
29 35 35 0 |
8 12 2 0 |
36 33, 9 0 |
5. Образовательный уровень -Неполное среднее -Общее среднее -Незаконченное высшее -Высшее |
19 40,5 34 17 |
17 36 31 15 |
8 28.5 18 1 |
14 50 32 1 |
0 0 1 1 |
0 0 50 50 |
0 3 13 15 |
0 9 41 48 |
11 9 2 0 |
50 40 10 0 |