При использовании этого термина речь идет о человеке (а если более конкретно – о человеке, включенном в организационный процесс) в многообразии его природных и социально-психологических характеристик. Последние, однако, берутся не сами по себе, а с учетом их влияния на организационный процесс, управленческую деятельность.
Для того чтобы овладеть наукой управления людьми, любому руководителю необходимо постоянно расширять свои знания, накапливать практический опыт, в том числе и знания психологии. В заключение хотелось бы привести высказывание немецкого педагога А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Поэтому самостоятельность – средство и одновременно результат образования».
[1] Китов А.и. Психология хозяйственного управления. М.:1997. с.70 - 76
[2] Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. – М.: изд. Дело, 1997. – с.147 – 150
[3] Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М. 1996. – с.144-145
[4] Шибутани Т. Социальная психология. М., 1999. с.55 - 56
[5] Кричевский Р.Л. Исследования малых групп в американской социальной психологии. М. 1976 с.97-105
[6] Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. М.:1995 с.70 - 89
[7] Свеницкий, 1996. с.42
[8] Свеницкий, 1996. с.68
[9] Санталайнен и др., 1988. с.68
[10]Увицкая Ю., Шувалова О. Производственные конфликты, как социальные индикаторы// Человек и труд 1994 №11.
[11] Колесников Н. Социально-трудовые отношения на предприятии. Опыт социологического обследования// Человек и труд 1994 №4.