Цели играют основополагающую роль в совершенствовании структуры фирмы, организации труда ее работников, улучшении состава кадров и совершенствовании используемых методов в управлении.
Учитывая многообразие целей их классифицируют по ряду признаков:
1. По содержанию выделяют цели:
– экономические;
– социальные;
– идеологические;
– научно-технические.
2. По временному признаку:
– краткосрочные (в пределах года);
– среднесрочные (2–3 года);
– долгосрочные (5 и более лет).
3. По уровням управления:
– общегосударственные;
– отраслевые;
– фирменные;
– отдельных подразделений;
– отдельного человека.
Правильная постановка целей обеспечивает 50% успеха.
При постановке целей должны учитываться ряд требований:
– реальности (их выполнимость к определенному сроку);
– контролируемости (выделение промежуточных результатов и сроков их выполнения);
– конкретности (предполагается количественное измерение поставленных целей);
– ясности (исключение двусмысленности и разночтения);
– исключение конфликтности между отдельными подразделениями, группами людей или отдельными работниками из-за несогласованности интересов;
– гласности, что достигается привлечением возможно большего количества работников к выработке и выбору целей.
Условиями реализации поставленной цели являются:
– соответствие цели потребностям фирмы, ее миссии;
– обеспеченность ресурсами;
– разработка механизма достижения целей.
Целям присущи также соподчиненность, развертываемость и соотносительная важность. Разработать более детальную классификацию целей управления для организаций невозможно из-за большого их разнообразия, обусловленного отраслевой спецификой, различными формами собственности, различным уровнем развития организаций и т.д. На основе обобщения практики управления возможно лишь определить наиболее распространенные направления, по которым устанавливаются цели управления организациями: прибыльность, положение на рынке, производительность, финансовые ресурсы, мощности организации, разработка и освоение новых видов изделий и прогрессивных технологий, изменения в организации и управлении, трудовые ресурсы, работа с покупателями, социальная ответственность организации.
Установленные цели должны иметь силу закона для организации, всех ее подразделений и всех работников. Но это требование не означает неизменности установленных целей – они корректируются, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер.