Введение
Важной чертой любой человеческой деятельности является ее целенаправленность. Как отмечал Ф. Энгельс, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Поэтому и управлению, как специфической социальной деятельности, присуща целенаправленность. Более того, определение целей является исходным пунктом процесса управления.
В общем виде цели управления выражают желаемое достижимое состояние объекта управления и его основных параметров, т.е. цель управления – это относящееся к будущему, предполагаемое данным субъектом управления желательное состояние объекта управления и его отдельных параметров. Цели управления определяют как направления изменений в объекте управления, так соответственно и содержание основных видов управленческой деятельности, т.е. содержание субъекта управления.
На основе поставленной цели определяются различные способы ее достижения, т.е. методы управления; происходят различные изменения в организационной структуре управления; осуществляется соответствующий подбор кадров; используется соответствующая техника управления.
Цели управления в своей основе объективны, так как в них отражаются прежде всего требования объективных экономических законов развития общества и особенности каждого этапа его развития. Субъективная сторона целей управления обусловлена тем, что они всегда осознаны, вырабатываются и формируются людьми.
Опытные менеджеры определяют постановку целей как существенный компонент, играющий серьезную роль в деятельности фирмы. Проще говоря, человек должен знать куда он хочет идти, прежде чем решать как туда попасть. И столь же очевидно, что постановка четких целей и последующая деятельность в соответствии с ними, одна из самых серьезных задач, с которыми сталкивается менеджер.
Закономерно возникает вопрос: как влияет процесс постановки целей на качество управления? Улучшает ли эффективный процесс постановки целей качество управления в целом? Ответ на этот вопрос: «Да», Искусно выбранная цель увеличивает ваши планы как управляющего и укрепляет эффективность работы компании в целом.
Наличие целей увеличивает эффективность деятельности. Идея о том, что наличие цели делает более эффективной деятельность менеджера, его подчиненных и компании в целом, выводится даже из интуитивного восприятия. Поэтому актуальность изучения вопросов правильной постановки целей является неоспоримой и в настоящее время.
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности целей и задач менеджмента.
Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
– рассмотреть сущность целей и задач в менеджменте;
– дать понятие видов целей и требований к их постановке;
– охарактеризовать принципы и методы постановки целей.
Невозможно представить менеджмента без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель менеджмента – это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления – организации. Вообще цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель – это идеальное описание результата деятельности.
Деятельность – процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий.
Средства достижения – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Цели являются существенным элементом системы менеджмента, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.
• Организующая роль – организация и направление средств достижения целей на результат.
• Мотивирующая роль – мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели. Но сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее значение.
• Контролирующая роль – сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.
Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и так далее до главной цели.
Классификация целей:
– по уровню (народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.д.),
– сроку действия (перспективные, текущие),
– охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические). Требования к целям:
• согласование и совместимость целей;
• реалистичность (достижимость);
• понятность для исполнителя;
• гибкость (обратная связь).
Менеджмент в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление. Стратегия – это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности.
Стратегический менеджмент использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др. Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач. Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей (рис. 1). Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает, более реальным достижение главной цели.
Рис. 1. Дерево целей и задач:
1 – главная цель (корневая); 2 – подцели или цели уровня 1 (средства по отношению к главной цели); 3 – цели уровня 2 или задачи управления, которые необходимо решить для достижения целей уровня 1; 4 – данные, показатели, необходимые для решения задач
Недостаток дерева целей – статичность иерархии целей, хотя на достаточно большом отрезке времени состав целей, их иерархия и характеристики меняются. Практически это решается учетом динамики процессов, применением ЭВМ и др.
Для целей и задач определяются сроки выполнения, ресурсы, прежде всего капитальные вложения, и др. Формируются специальный орган, его структура, механизм и технология программно-целевого управления [10].