Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером.
Формирование и структурирование системы управления финансами в фирме осуществляется, исходя из приоритета целевых установок, стоящих перед нею, т. е. созданная система должна в максимально возможной степени способствовать достижению определенных целей как общефирменного, так и узкофункционального характера[5].
В общем случае говорят о совокупности экономических целей, достижение которых служит признаком успешного функционирования системы финансового менеджмента в фирме; в частности, это избежание банкротства и крупных финансовых неудач, лидерство в борьбе с конкурентами, рост объемов производства и реализации, максимизация прибыли, занятие определенной ниши и доли на рынке товаров.
В теории управления, в том числе в теории финансового менеджмента, уже давно обсуждается вопрос о том, какой показатель может быть идентифицирован в качестве основного целевого ориентира и критерия успешности работы фирмы. В принципе, в зависимости от различных обстоятельств может быть обоснована целесообразность и предпочтительность ориентации на тот или иной критерий, качественный или количественный показатель. Тем не менее, не требует особого обоснования утверждение о том, что скорее всего единственного, на все случаи пригодного ориентира попросту не существует. В зависимости от конкретной ситуации, вида деятельности, назначения фирмы (или проекта) и многих других обстоятельств в качестве целевого ориентира может выступать тот или иной критерий. В наиболее общем случае говорят о двух базовых подходах, ориентирующихся: 1) на рост капитализации, 2) на устойчивое генерирование прибыли[6].
В соответствии с первым подходом содержание и основная целевая установка системы управления финансами фирмы заключаются в максимизации богатства ее владельцев с помощью рациональной финансовой политики. Количественное подтверждение следования данной целевой установке проявляется в росте рыночной цены акций компании. Иными словами, основной критерий - повышательная тенденция цены акций фирмы (или, иначе, рост рыночной капитализации).
Безусловно, оба упомянутых подхода тесно взаимосвязаны. Однако, какой бы критерий или система критериальных показателей ни были отобраны в качестве целевых ориентиров деятельности фирмы, показатель прибыли обязательно должен быть принят во внимание.
Заметим, что приоритет целевой установки, предусматривающей максимизацию рыночной стоимости компании, а следовательно, и богатства ее владельцев, является гораздо более распространенным. Именно он упоминается практически во всех классических руководствах по управлению финансами.
Повышение рыночной стоимости компании достигается путем:
а) стабильного генерирования текущей прибыли в объеме, достаточном для выплаты дивидендов и реинвестирования с целью поддержания заданных объемов производства или их наращивания;
б) минимизации производственного и финансового рисков за счет выбора экономически обоснованного вида основной деятельности, диверсификации общей деятельности и оптимизации структуры источников средств;
в) привлечения опытного управленческого персонала.
Конкретизация и детализация путей достижения главной целевой установки осуществляется путем построения дерева целей. При этом могут выделяться рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические и социальные цели[7].
К первым относится обеспечение благоприятной динамики ключевых рыночных индикаторов: прибыли, рыночной капитализации, дохода (прибыли) на акцию, рентабельности собственного капитала и др.; ко вторым- занятие ниши на рынке продукции, завоевание определенной доли на этом рынке, обеспечение заданного темна роста имущественного потенциала и (или) прибыли и др.; к третьим - обеспечение рентабельности отдельных производств и подразделений.
Как и каждая управляющая система, финансовый менеджмент имеет свою систему конкретных объектов управления: активы и пассивы, инвестиции, прибыль, кредит и т.д.
С учетом объектов управления можно выделить основные направления финансового менеджмента[8]:
1) формирование финансовой структуры капитала;
2) формирование активов;
3) управление оборотными активами;
4) управление внеоборотными активами;
5) управление инвестициями;
6) управление и формирование собственных финансовых ресурсов;
7) управление заемными финансовыми средствами;
8) управление финансовыми рисками.
Формирование финансовой структуры капитала нацелено на определение общей потребности в капитале (изначально это уставный капитал) для финансирования формируемых активов предприятия, изучение и анализ альтернативных источников формирования финансовых ресурсов.
Формирование активов связано с выявлением реальной потребности в отдельных видах активов и определением их суммы в целом, исходя из предусматриваемых объемов деятельности предприятия.
Управление оборотными активами - важнейшая деятельность финансовых работников фирмы. Это, прежде всего, анализ продолжительности отдельных циклов оборота рабочего капитала: обеспечение ускорения оборачиваемости активов, снижение дебиторской задолженности, повышение эффективности комплексного использования оборотных активов.
Управление внеоборотными активами (основными фондами) достигает цели при обеспечении эффективного использования основных средств, определяет потребность в приросте основных фондов и их обновлении; при внедрении мероприятий, повышающих фондоотдачу внеоборотных активов.
Управление инвестициями - главная задача инвестиционной политики предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и отбор наиболее эффективных. Особое внимание в процессе управления инвестициями должно быть уделено выбору форм и источников их финансирования, оптимизации состава источников инвестиционных ресурсов.
Управление формированием собственных финансовых ресурсов - это определение потребности в собственных финансовых ресурсах для реализации экономической стратегии предприятия и достижения целевой финансовой структуры капитала. Основное внимание в этом направлении деятельности должно быть уделено повышению объемов прибыли, фонда амортизационных отчислений, внереализационных доходов.
Предметами управления заемными денежными средствами служат определение общей потребности в заемных финансовых средствах, оптимизация соотношения краткосрочной и долгосрочной задолжностей оптимизация форм и источников привлечения заемных финансовых средств, подготовка проектов отдельных кредитных договоров.
При управлении финансовыми рисками основное внимание направляется на выявление состава вероятных финансовых рисков, присущих оперативной, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. Оценка уровня этих рисков и их последствий сводится к формированию системы мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их внутреннему и внешнему страхованию.