2) за счет достижения гармоничности товаров различных ассортиментных групп.
3) за счет углубления товарной номенклатуры, т.е. увеличения насыщенности уже существующих ассортиментных групп.
4) путем оптимизации рационального набора обязательного перечня лекарственных средств.
Одним из способов удовлетворения запросов потребителей может быть позиционирование товаров.
Это система определения места отдельных видов фармацевтических товаров в ряду аналогичных товаров, обращающихся на рынке, включающая в себя определение особенностей товаров, характерных черт, отличающих их от аналогичных товаров - конкурентов.
Цель позиционирования товаров - помочь покупателю выделить данный товар из широкого (круга аналогичных товаров по какому - либо признаку и отдать при покупке предпочтение именно ему.
Позиционирование осуществляется на основе:
- определения преимуществ или характеристик товара (по цене, внешнему виду, и др. параметрам),
- определения специфических потребностей потребителя,
- специального использования товара, т.е. определения доступности применения товара в соответствии с его формой выпуска ( таблетки / ампулы / сиропы )
- ориентации на определенную группу или категорию потребителей.
Позиционирование товаров может использоваться при поступлении в продажу в аптеки каких-либо новых препаратов) изделий медицинского назначения и гигиены и прочей продукции.
Новому товару, имеющему какие-либо особенности качества, использования, с новыми преимуществами, должно уделяться особое внимание со стороны фармацевтов, которые в свою очередь "представят" товар покупателю. Какова возможная ответная реакция конкурентов ?
Только учитывая все это, можно рационально подбирая ассортимент продукции, достичь две цели :
-удовлетворить запросы покупателей
-достичь хороших экономических результатов самому аптечному предприятию.
То новое, что несет с собой современная аптека на фармацевтический рынок страны, состоит в ее безоговорочной ориентации на потребителя. Через аптеку потребитель - суверен диктует свою волю. И в этом состоит вызов всем участникам фармацевтического рынка «проверка их способности приспосабливаться к появлению новой мошной силы «Вызванный поворотом к нуждам потребителя рост аптек свидетельствует о том, что фармацевтика может занять в российской экономике новое, несравненно более значительное место.
2. Аналитический раздел.
Прежде чем раскрывать сущность развития закономерностей конкурентной борьбы, попытаемся выяснить сущность этого понятия. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за лучшие результаты на каком-либо поприще, затрагивая все области и сферы рыночных отношений.
В нашей потребительской психологии сложился устойчивый и весьма значительный дефицит знания сущности рыночной конкуренции. Многие считают, что она присуща только капиталистическому обществу, между тем как в реальной жизни это - общее свойство товарного производства, способ его развития.
В условиях многоукладности и разнообразия форм хозяйствования с учетом резко растущей интернационализации экономической жизни все большее число стран выводит маркетинг на уровень общегосударственной экономической политики, усиливает планомерность в реализации маркетинговых усилий предпринимателей и торговли. Рассчитывать на успех в конкуренции нельзя, если не знаешь потенциал своих соперников и характерные для них способы реагирования на изменения рыночной ситуации.
Отсюда следует: в конкурентной борьбе существуют определенные правила игры.
Во-первых, будьте уверены, что Ваш соперник - прекрасно осведомленный человек, хорошо знает, чего может достигнуть при договоренности с Вами.
Во-вторых, старайтесь не сердить своих конкурентов, так как это чревато худшими для Вас результатами.
В-третьих, попытайтесь убедить конкурента, что Ваши действия продиктованы логикой Ваших действий и не преследуют цель нанести ему удар.
Место в конкурентной борьбе определяется той нишей, которую он занимает на рынке:
· лидер - 40% доля рынка;
· претендент на лидерство - 30% доля рынка;
· ведомый - 20% доля рынка;
· закрепляющиеся на рынке - 10% доля рынка.
Среди авторов научных работ, посвященных проблемам конкуренции, особо хотелось бы выделить работу Л. Портера, выявившего пять сил конкуренции, которые определяют прибыль. Это проникновение на рынок новых конкурентов; угроза появления на рынке товаров субститутов, произведенных по иной технологии; возможности покупателей; возможности поставщиков; конкуренция между компаниями, уже укрепившимися на рынке.
Конкурентные стратегии (деловые стратегии) происходят из понимания правил конкуренции, действующих в отрасли и определяющих ее привлекательность. Целью конкурентной стратегии является изменение правил в пользу своей компании. Правила конкуренции могут быть представлены как пять сил конкуренции, показанных на рис.1
Рис.1 «пять сил конкуренции»
|
Потенциальные конкуренты | |||
| ||||
Поставщики |
Конкуренция в отрасли |
Угроза появления новых конкурентов | ||
Угроза появления субститутов |
Борьба между существующими фирмами | |||
Товары-субституты |
ряд следующих факторов, определяющих интенсивность конкуренции:
1) большое число конкурентов или примерное равенство их сил;
2) медленный рост отрасли;
3) высокий уровень постоянных издержек в виде накладных расходов или стоимости товарно-материальных запасов;