Введение
Актуальность темы исследования. Проводимые в России реформы оказали значительное влияние на развитие и функционирование коммунального хозяйства. Претерпели изменение основные цели и приоритеты развития предприятий этой отрасли. Принципиально изменились функции государства в управлении коммунальным хозяйством, что проявилось в отказе от бюджетного финансирования и переходу к выработке и проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства, направленной на переход к 100% оплате коммунальных услуг населением, стимулирование внедрения новых технологий и поддержку структурных изменений в коммунальном хозяйстве. Однако до сих пор не выявлены приоритеты реформирования коммунального хозяйства и не учитывается специфика отрасли – ее социальная значимость. Неоднократный перенос сроков реформирования коммунального хозяйства, также свидетельствует о значительных недоработках в планировании процесса реформирования. Не созданы условия, в которых коммунальное хозяйство смогло бы эффективно функционировать и выполнять свою главную роль - это обеспечение социально-экономической безопасности государства. Эффективное функционирование коммунального хозяйства, также невозможно без прогнозирования и разработки вариантов своего будущего развития, нацеленных на обеспечение стратегических интересов. Одним из основных вопросов при разработке стратегии развития коммунального хозяйства является определение эффективной стратегии развития на разных уровнях (страны, региона, муниципального образования и предприятия) при обеспечении социальной безопасности населения. Решение вопросов,- связанных с разработкой стратегии развития, сталкивается с проблемой определения эффекта от ее реализации, как для предприятий коммунального хозяйства, так и для всего народного хозяйства страны. Проблемы, связанные с выводом из кризисного состояния коммунального хозяйства, нашли отражение в работах многих отечественных ученых-экономистов: Н.В. Абросимова, Л.Н. Чернышева, И.Г. Минц, Р.И. Орловой, А.К. Зайцева, А.З. Пронина, В.Н. Кириченко, И. Бычковского, СВ. Щепиной, А.А. Аболина, Н. Садовниковой, Ф.Г. Таги-заде и других. В работе использовались также труды зарубежных авторов - П.Ф. Друкера, У. Кинга, Д. Клиланда, А.А. Том-сона, А.Дж. Стрикленда, Я. Корнай, О. Уильямсона и др. Недостаточная изученность проблемы формирования стратегии развития коммунальных предприятий и ее эффективной реализации для обеспечения выхода из кризисного состояния и сбалансированности развития экономики страны предопределила актуальность темы исследования.
Цель и задачи исследования. Целью работы является формирование стратегии развития коммунального предприятия. Теоретической и методологической базой исследования послужили основные положения экономической теории, принятые законы и постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, публикации отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. В качестве фактического материала использовались данные о финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятий коммунального хозяйства
1. Теоретические подходы к развитию коммунального хозяйства и его особенности в современных условиях
Возникновение жилищно-коммунального хозяйства непосредственно связанно с возникновением городов. Их рост требовал не только постройки нового жилья, но и его обслуживания. Со временем количество и виды услуг, которые требовались населению и были необходимы для благоустройства города, увеличивались. Сегодня уже трудно представить существование города без его жилищно-коммунального хозяйства. Городское население, проживающее в благоустроенных домах, уже не может существовать без отопления, холодной воды, канализации и т.д. Прекращение оказания коммунальных услуг на долгое время может привести не только к социальной, но и к экологической катастрофе. В соответствии со статьей 40 п. 1 Конституции Российской Федерации [1] каждый гражданин России имеет право на жилье. С вступлением нашей страны в эпоху рыночных отношений главной целью деятельности большинства вновь создаваемых предприятий стало являться получение прибыли. Уже действующие предприятия также рассматривались только в плане возможности получения быстрой отдачи на вложенный капитал. В последнее время ситуация стала немного исправляться, но и сейчас предприятия, которые не могут приносить прибыль или получение прибыли возможно только в долгосрочный период, практически не интересуют инвесторов. К таким предприятиям относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальное хозяйство России имеет очень давнюю историю. Механизм управления жилищно-коммунальным хозяйством в истории нашей страны менялся от жестко централизованного до децентрализованного, и сегодня этот процесс продолжается. Огромный вклад в исследования развития коммунального хозяйства внесли отечественные ученые: Ф.Г. Таги-заде, Л.Н, Чернышов, А.А. Аболин, Л.А. Велихов, Р.И. Орлова и другие. Первые упоминания о государственном контроле за состоянием безопасности и жилых строений, и дворовых территорий можно найти в Наказе Царя Алексея Михайловича «О градском благочинии» от апреля 1649 года, где в частности посадским людям предписывалось « .для чинения порядку и сбережения от огня . объезжать улицы и переулки вдень и в ночь без перестани . Сверх того надобно на дворе дворник, который бы ведал кого впускать или кто куда пойдет и всякое бы дворовое дело и починки и прочие дела ведал .» и следил за установлением режима работы печного отопления в избах и банях [18, с.З]. Эта дата и считается днем основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства. Впоследствии функции «общественного благочиния» были переданы в 1971 году российской полиции, затем в 1802 году Министерству внутренних дел и государственных имуществ России (МВД). На определенном этапе деконцентрации власти началась постепенная передача компетенции, прав и имуществ властям городов. В канун 1917 года города России управлялись разными способами: городское общественное самоуправление — менее чем в 50% городов (то есть в наиболее развитых городах) и МВД - в небольших городах со слаборазвитой промышленностью и предпринимательством. В 1917 году полицию ликвидировали и начался период централизации управления местным хозяйством. Уже в январе 1919 года была признана целесообразность возвращения местным органам хозяйственных функций и в конце того же года был принят официальный курс на децентрализацию «по вертикали» и «по горизонтали». В 1931 году был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством России - Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР. В 1946 году Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства, а затем в 1971 году в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.
В 1990 году ликвидируется Минжилкомхоз РСФСР и образовывается Комитет жилищно-коммунального хозяйства при Совмине РСФСР. В 1991 году Госкомитет РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству, преобразованный в 1992 году в Комитет ЖКХ в структуре Минстроя РСФСР, в 1993 году вновь преобразуется в самостоятельный федеральный орган Комитет по муниципальному хозяйству Российской Федерации (Роскоммунхоз). В 1994 году на базе Госстроя России и Роскоммунхоза образуется Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в составе которого появляются структурные подразделения, ведающие вопросами жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время, жилищно-коммунальным хозяйством России занимается Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. На сегодня коммунальное хозяйство в Российской Федерации - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимосвязанные, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Их деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребности населения в коммунальных услугах [17, с. 13]. Кроме современного определения коммунального хозяйства, которое дал Чернышов Л.Н., существуют определения, данные советскими экономистами в середине XX века, которые до сих пор не потеряли своей актуальности. Рассмотрим эти определения. Коммунальное хозяйство является частью городского хозяйства, именно той его частью, которая призвана удовлетворять материально-культурные и бытовые нужды населения; при этом далеко не вся область бытового обслуживания входит в состав коммунального хозяйства. Вне его остаются общественное питание (столовые, фабрики-кухни, хлебозаводы и т.д.), детские учреждения (ясли, детские сады и т.д.) и т.п. [3, с.6]. На коммунальном хозяйстве лежит обеспечение городского населения кровом и всеми современными удобствами, входящими в состав жилищного обслуживания [13, с.32]. В современной экономической литературе определение коммунального хозяйства встречается довольно редко. Так, к примеру, в экономических словарях отсутствует определение коммунального хозяйства, но есть определение коммунальных услуг. Рассмотрим основные определения. В большом экономическом словаре нет определения коммунального хозяйства, но есть определение коммунальных услуг. Коммунальные услуги - услуги населению, относящиеся к городскому хозяйству, связанные с ними. В современном экономическом словаре также отсутствует определение коммунального хозяйства, но дано определение коммунальных услуг. Коммунальные услуги (от франц. commun - общинный) - услуги, оказываемые населению и связанные с поддержанием и обеспечением бытовых условий в местах домашнего пребывания людей (водоснабжение, теплоснабжение и др.). На наш взгляд, анализируя рассмотренные определения коммунальных услуг и коммунального хозяйства, можно сделать следующие выводы: